Транспортирование смеси может быть порционным (цикличным), непрерывным или комбинированным. При комбинированном транспортировании доставка производится порционно, а подача — непрерывно. Реже встречается сочетание непрерывной доставки с порционной подачей.
Использование автобетоновозов
На многих строительствах применяют схему транспортирования, при которой бетонная смесь доставляется на бортовых автомобилях в бадьях и подается к месту укладки кранами.
В промышленном и гражданском строительстве наиболее распространена схема транспортирования бетонной смеси с доставкой в автобетоновозах и подачей к месту укладки различными Г кранами. Спецтехника чаще всего берется в аренду. Бетонную смесь перегружают из автобетоновоза в один раз. Эта схема транспортирования очень гибка и легко управляема. При хорошей организации работ можно избежать как простоев крапов, так и автобетоновозов. Достигается это применением одной или нескольких запасных бадей-ковшей у места приемки бетонной смеси из автосамосвалов. По сравнению с доставкой в бадьях, бестарная доставка бетонной смеси позволяет увеличить грузоподъемность транспортных средств.
Для транспортирования бетонной смеси кранами применяется много видов различных емкостей: бадьи разных типов, ковши, переносные бункера, кузова автосамосвалов, вагонетки и т. д.
Использование кранов для подачи бетона
Краны представляют собой подъемные устройства, перемещающие грузы как в горизонтальном, так и в вертикальном направлении. В зависимости от конкретных условий сооружаемого здания для подачи бетона к месту укладки могут применяться башенные, самоходные на гусеничном или пневмоходу и автомобильные краны. Выбор того или другого типа крана определяется проектом организации работ.
При комплексной механизации транспортирования следует выбирать краны с таким условием, чтобы число перегрузок было доведено до минимума. Лучшим вариантом является тот, который обеспечивает подачу бетонной смеси к месту укладки без всяких перегрузок.
Эффективность использования при всех прочих равных условиях во многом будет зависеть от типа емкостей, с помощью которых осуществляется подача бетонной смеси к месту укладки. Необходимо, чтобы грузоподъемность и вылет стрелы крана обеспечивали подачу емкостей со смесью в любую точку бетонируемого сооружения. Благодаря своей мобильности гусеничные и особенно автомобильные краны не требуют никаких вспомогательных устройств и являются наиболее эффективными: при строительстве отдельно стоящих фундаментов небольшого объема; при сооружении отдельных фундаментов сложной конфигурации и большой протяженности, которые требуют частой перемены мест подачи бетона.
Применение кранов при бетонировании железобетонных конструкций экономически оправдывает себя только тогда, когда обеспечены фронт работ и бесперебойная подвозка бетона в течение всей смены. В случае нерегулярной подачи материала кран простаивает, стоимость механизированной укладки бетона увеличивается.