Шевченковский районный суд Львова вынес приговор трем участникам АТО, которых обвиняли в насильственном захвате государственной власти на Львовщине путем создания партизанского движения. Об этом стало известно из Единого государственного реестра судебных решений.
Как отмечается в материалах дела, один из них в декабре 2015 года составил поэтапный план действий, направленных на захват государственной власти. Участники заговора должны были сформировать так называемые "ячейки", подыскать участников и обеспечить их оружием и материальными ресурсами. После создания боеспособной преступной группы, баз для укрытия и достаточного количества огнестрельного оружия, боеприпасов к нему, запасов еды, одежды и т.п. запланировано перейти к насильственному захвату государственной власти с использованием огнестрельного оружия, взрывных устройств, на уровне районных центров Львовской области, расположенных в лесистой местности в городах Турка, Старый Самбор и Сколе. На захваченных территориях предполагалось введение своих порядков, революционного налога и добровольной мобилизации.
Организатор дал указание собрать через компьютерную сеть Интернет информацию о расположении объектов, где можно преступным путем отобрать огнестрельное оружие. Все полученные сведения заносил на электронную карту. Также он мониторил железнодорожные туннели Львовской железной дороги и пограничные заставы, посты на территории горных районов Львовской области с целью установления порядка осуществления их охраны.
Тройка закупала огнестрельное оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества и устройства, в частности: пистолеты модели "ПМ" № ГИ2608 и "ПСШ 790" №КО006549, самодельную атипичную огнестрельное гладкоствольное оружие, пистолет STALKER-917-S калибра 9 мм; патроны различных калибров; электродетонаторы; бескорпусные ручные гранаты; тротиловые шашки; порох; РПГ-26; пусковую установку к ручному противотанкового гранатомета (РПГ-7) и прочее.
7 августа 2016 в г. Дубляны Жовковского района Львовской области во время задержания сотрудниками СБУ четыре раза выстрелил из пистолета модели "Форт-12РМ" кал. 9 мм, в результате чего ранил одного из стражей порядка в ногу.
В судебном заседании организатор группы свою вину признал частично. Он рассказал, что по возвращении из зоны АТО решил заняться борьбой с незаконным вывозом леса с территории Украины. Он действительно создал специальный диалог в соцсети на эту тему, формулировал планы реализации способов борьбы. Также хранил на собственном ноутбуке файлы с видеозаписями изготовления огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и т.п., интересовался информацией в социальной сети на эту тему, изучал карты местностей. Лично сформировал у себя на странице папки "Концепция" и "Концепция-2", где хранил информацию по ведению различного рода боевых действий и их подготовке за различные периоды истории Украины, а также по изготовлению оружия, взрывных устройств. Собирал информация о пограничных постах, через которые могли бы переправлять незаконно лес с Украиной. Эта информация, по его мнению, могла пригодиться в случае захвата таких объектов сепаратистами для возможного противодействия этому.
В группу вступили другие знакомые ребята, патриоты страны, которые хотели приобщиться к позитивным изменениям в ней. На горе Ключ вблизи с. Нижнее Синевидное Сколевского района они обустроили два тайника с небольшими запасами еды, где хранили гранату. Но 30 июня 2016 года они отказались от совершения террористических актов. Что касается различных видов огнестрельного оружия, устройств и составляющих к оружию, которые были у него изъяты, то действительно такие были привезены им из зоны АТО в качестве трофеев. Умысла на свержение государственного строя у него не было, в сговор для этой цели он ни с кем не вступал, эту тему в соцсетях обсуждали чисто теоретически.
Другой участник группы, тоже ветеран АТО, свою вину также признал частично. Он показал суду, что в зоне АТО познакомился с другими ребятами, которые имели позывные "Чех", "Велес", "Художник", "Бомбер" и другие. В июне 2015 года, общаясь по поводу незаконного вывоза леса из государства, они решили присоединиться к этой деятельности, как патриоты своего государства. У него лично было оружие, которое он, как трофей, привез из зоны АТО. Поскольку намеревался туда вернуться, не сдавал его. Вместе с ребятами они действительно обсуждали тему осуществления взрывов на железнодорожных путях для того, чтобы прекратить незаконный вывоз леса и привлечь внимание к этой проблеме со стороны СМИ и народных депутатов.
Что касается ранения сотрудника СБУ - вину свою признал и пояснил, что 07.08.016 г. в 2:00 шел в г.Дубляны по своим личным делам, не связанным с деятельностью, направленной на совершение взрывов на железной дороге, так как в то время от этого они уже отказались. С собой имел пистолет марки "Форт" с патронами травматического действия. Этот пистолет он всегда носил с собой по возвращении из зоны АТО, в целях самозащиты. Он отметил, что за ним движется какой-то автомобиль, который затем ослепил его фарами. Поскольку не чувствовал за собой какой-то вины с тем, чтобы его преследовали правоохранительные органы, сделал вывод, что это могут быть преступники. Во время боевых действий в зоне АТО у него была контузия, которая привела к психологической неуравновешенности, особенно в экстремальных ситуациях. Он выстрелил, как ему показалось, вверх, после чего выстрелили в него. В тот момент он не понял, кто его задерживает, потому что они были одеты в гражданское. В причинении повреждения работнику СБУ раскаивается, направил извинения ему в письменном виде.
Третий обвиняемый, тоже участник АТО, так же вину в совершении преступлений признал частично при тех же обстоятельствах.
Оценивая собранные доказательства, суд решил, что действия обвиняемых верно квалифицированы по ч.2 ст.28 (совершение преступления группой лиц...), ч.1 ст.263 (незаконное обращение с оружием...) УК Украины. Также верно квалифицирован эпизод с ранением сотрудника СБУ - ч. 2 ст. 345 (угроза или насилие в отношении работника правоохранительного органа). И совершение организатором преступления, предусмотренного ч.1 ст.109 УК Украины (действия, направленные на насильственное изменение или свержение конституционного строя или на захват государственной власти). А вот виновность двух других обвиняемых по ч.1 ст.109 УК Украины суд посчитал недоказанной.
Также суд учел, что все трое не имеют судимости, имеют положительные характеристики по месту жительства, учебы и военной службы в зоне АТО, а у организатора на содержании есть малолетний ребенок. В отношении последнего суд также отметил, что мотивом и целью совершения им уголовного преступления была недостаточная социальная адаптация к мирной жизни после активного участия в боевых действиях в зоне АТО, негативное психологическое воздействие или политическая мотивация более авторитетных лиц.
23 февраля 2018 года Шевченковский районный суд Львова признал организатора виновным по по ч.1 ст.109 и по ч.2 ст.28 ч.1 ст.263 УК Украины и приговорил к пяти годам лишения свободы. Кроме того он должен заплатить в пользу государства стоимость проведения экспертиз в размере 33 694 грн. 57 коп.
Второго обвиняемого, стрелявшего в сотрудника СБУ, суд приговорил по ч.2 ст.345 и по ч.2 ст.28 ч.1 ст.263 УК Украины к четырем годам лишения свободы. Однако освободили от отбывания наказания с испытательным сроком в три года. Также он должен уплатить в пользу государства стоимость экспертиз в размере 22254 грн. 56 коп.
Третий обвиняемый получил по ч.2 ст.28 и ч.1 ст.263 УК Украины 3 года лишения свободы, но его освободили от отбывания наказания с испытательным сроком 3 года. Он должен уплатить в пользу государства стоимость экспертиз в размере 7217 грн. 72 коп.