В Единой системе местных петиций зарегистрировано сразу несколько петиций, противоположных друг другу, по поводу обустройства выделенных полос для общественного транспорта. Одни требуют их строить, чтобы припаркованные авто не мешали движению автобусов, другие - жалуются, что из-за выделенных полос частный транспорт стоит в пробках. Мы разбирались, что думает по этому поводу в странах развитого капитализма.

Как оказалось, в крупных развитых городах существование выделенных полос для автобусов, троллейбусов и маршрутных такси – не диво. Такая система предоставляет городскому транспорту приоритет при общем движении. Классически полосы работают в следующих режимах: постоянные, временные, функционирующие только в часы пик, и обратные, позволяющие транспорту двигаться "по встречке".

Владельцам частных авто на выделенные полосы выезжать запрещено. Поэтому, пока машины продвигаются в пробках, городской наземный транспорт проезжает по своему маршруту без дополнительных замедлений.

Такой алгоритм помогает стимулировать людей пользоваться общественным транспортом, уменьшать количество пробок, увеличивать среднюю скорость движения пассажиров и улучшать экологию. В то время, когда частные авто перевозят в среднем 1,2 человека, автобусы перевозят несколько десятков человек. И города, которые ежегодно возглавляют мировые рейтинги по комфорту и качеству транспорта, пошли по этому пути.

Цюрих, Швейцария

Как рассказывает "Экодия", в Цюрихе полосы для общественного транспорта обозначены знаками, разметкой и желтым цветом дорожного покрытия. Они могут располагаться справа, слева или в центре дороги. Полоса для велосипедистов может отделяться или совпадать с полосой для общественного транспорта. Недостаточно широкие дороги полосы общественного транспорта занимают полностью. Автобусы приходят точно по графику. https://ecoaction.org.ua/vilni-smuhy.html

Городские власти с одной стороны, улучшает систему общественного транспорта, а с другой - создает неудобства для автовладельцев. Например, движение автомобилей по многим кварталам у Левенплатц - одной из важнейших площадей города - запрещено. На улицах, где такого запрета нет, установлено такое ограничение скорости, что пешеходы могут спокойно переходить дорогу, где им заблагорассудится. На перекрестках убрали подземные переходы, поэтому автомобилям пришлось останавливаться чаще, а следовательно движение в центре города стал для них менее комфортным.

Такая политика вызвала ряд протестов, однако оказалась достаточно эффективной: за последние пять лет количество пассажиров общественного транспорта увеличилась на 22%, увеличилось количество велосипедистов.

Нью-Йорк, США

Самый распространенный тип общественного транспорта - автобус. Есть также мини-бусы, автобусы-гибриды, обычные автобусы. Полосы для общественного транспорта обозначаются знаками и разметкой, которые физически не ограждаются, однако часто выделяются красной краской.

Так, в США распространены практики транспортных инноваций: в Сиэтле работает экспериментальный транзит-туннель, по которому одновременно двигаются и автобусы, и метротрам (система скоростных трамваев подземно-наземного типа).

Сеул, Южная Корея

Большинство автобусов в Корее работают на газе. Полосы для общественного транспорта отделены не только в городах, но и на междугородных трассах. Имеется также система скоростных автобусов BRT (Bus rapid transit), как правило с отдельными полосами и транспортом повышенной вместимости. Полосы обозначаются знаками, разметкой, а также цветом дорожного покрытия. Общественный транспорт считается здесь более быстрым, чем личный, ведь не стоит в пробках и ездит точно по графику.

В 2003 году в Сеуле запустили информационно-координационный систему TOPIS, которая собирает изображения камер с 450 дорог и 3000 перекрестков города, а также контролирует более 8000 автобусов. Система передает горожанам информацию о заторах, фиксирует нарушения, обновляет график движения общественного транспорта в онлайн-режиме.

По данным мэрии Сеула, фокус на развитии общественного транспорта дал хороший результат: город стал более удобным для жителей. Сеульцы активнее переходят на общественный транспорт, а городское управление строит новые пешеходные зоны и велосипедные дорожки вместо дорог. Также на зеленые зоны были преобразованы несколько дорог. Мэрия утверждает, что в приоритете построение города для пешеходов, города для людей.

Берлин, Германия

Благодаря эффективному распределению полос общественный транспорт почти всегда приходит вовремя. Однако по сравнению с другими городами в Берлине меньше протяженность полос общественного транспорта. Благодаря строгому наблюдению и штрафованию, частные автомобили почти не заезжают на полосы. Также работают отдельные светофоры для общественного транспорта, которые включают зеленый свет для автобуса, пока другие авто стоят на красный. Все светофоры города объединены в сеть и предоставляют приоритет общественному транспорту.

Например, если на перекрестке слишком долго горит красный свет - вероятно, Центр управления таким образом обеспечивает "зеленую волну" автобусу, который из-за перегруженности дорог автомобилями отстает от графика и должен таким образом его догнать.

Таллин, Эстония

С 2013 года все зарегистрированные жители города могут пользоваться общественным транспортом бесплатно. Это часть новой политики мэрии, которая решила окончательно отдать приоритет исключительно общественному транспорту. Улицы уже свободны от частных автомобилей. Таллину удалось освободить центральные части города от частных авто благодаря нескольким факторам:

Развитие системы Pargi ja reisi ( "паркуйся и езжай"), что дает возможность водителям бесплатно оставлять автомобиль на парковках на въезде в город и без дополнительной оплаты пересесть на общественный транспорт. Также на ключевых улицах изменяется направление движения: утром большинство полос движутся в направлении въезда в город, а вечером - в направлении выезда.

Максимальное повышение комфортности общественного транспорта, реализуется с помощью новых составов, выделенных полос для скоростного проезда, отсутствующей необходимости покупать проездные и билеты. Сегодня этот план выполняется в экспериментальном режиме, однако чиновники утверждают, что результаты уже являются положительными.