Площадь Франко ждет реконструкция. Четыре возможных варианта реконструкции
Площадь Франко - одна из важнейших исторических площадей Львова, имеющая как значительное транспортное значение, так и выдающийся архитектурный ансамбль. С течением времени потребности города по использованию пространства меняются и в существующем состоянии площадь стала далека от необходимой функциональности:
- Площадь практически постоянно наполнена транспортом и соответствующим дискомфортом, островок как общественное пространство деградирует: зарастает киосками и становится местом времяпрепровождения для маргинализированных групп
- Безопасность движения является важным вызовом для площади. Ситуация, когда на большой скорости авто въехало в остановку, должно быть физически невозможной с точки зрения инфраструктуры
- Площадь имеет плохую пешеходную доступность и проходимость, что способствует перебежками в неположенных местах и деградации островка, ведь его единственными целевыми пользователями являются люди, которые ждут на остановке. Не хватает пешеходных переходов на ключевых направлениях
- Общественный транспорт блокируют частные авто
- Площадь не является удобной как пересадочный узел, сложная и нелогичная пересадка между остановками на площади и остановками у Стрыйского рынка
- Хаотичные парковки и доставка товаров затрудняет движение пешеходов и транспорта
- Архитектурная привлекательность площади не просматривается через киоски и парковки.
Команда ЛКП "Львовавтодор" с привлечением внешних экспертов выработала ряд вариантов решения новой планировки площади, четыре из которых представлены к обсуждению. При планировании авторы предложений имели целью учесть потребности площади как пересадочного узла, как общественного пространства для жителей соседних улиц и студентов окружающих заведений, важной как транспортной развязки, и как части трассы ралли "Львовский треугольник".
Вариант "Круговое движение для автотранспорта"
Вариант предусматривает организацию кругового движения для автотранспорта вокруг пл. Франко и устройство выделенных полос для общественного транспорта в направлении центра по ул. Витовского и в направлении Витовского от ул. Стрыйской, а также в обоих направлениях на участке пл. Франко от Стрыйского рынка. Вместе с этим вариант предусматривает устройство двух остановок общественного транспорта непосредственно на пл. Франко (у дома № 78) и островной остановки на ул. И.Франко в направлении от центра (на подходе к пл. Франко).
Вариант предусматривает исключение лишнего пространства с площади за счет расширения центрального треугольника, устройство направляющих островков и островков безопасности, а также увеличение количества пешеходных переходов.
Преимущества:
нет движения трамваев навстречу другому транспорту
выделенные полосы до и из центра к пл. Франкл
уменьшение в среднем на 7-9% расстояний между посадочными платформами на основных направлениях пересадок
больше остановок непосредственно на площади, перенос сюда трамвайной остановки от Стрыйского рынка
сохранение существующего озеленения
Недостатки:
узкие тротуары, остановки дополнительно уменьшают пешеходное пространство возле домов
значительная длина переходов (3 полосы)
нет возможностей для отделенной велоинфраструктуры
нет места для парковки и доставки товаров.
Вариант "Три стороны треугольника"
Вариант предусматривает организацию движения автотранспорта по всем сторонам треугольника пл. Франко и устройство выделенных полос для общественного транспорта в обоих направлениях на участке пл. Франко от Стрыйского рынка по направлению к центру и до ул. Витовского, а также в одном направлении от ул. Витовского. Частный транспорт движется по прямым траектории с Витовского в центр и обратно. Движение от Стрыйского рынка в сторону Витовского переносится на Зарицких. Также вариант предусматривает устройство двух остановок общественного транспорта непосредственно на пл. Франко (перед домом № 78), из которых одна "венская" (в направлении Стрыйской) и двух островных остановок, из которых одна на ул. И.Франко в направлении от центра (на подходе к пл. Франко), другая - на участке ул. Франко от Стрыйского рынка в направлении к центру.
Вариант предусматривает исключение лишнего пространства с площади за счет устройства направляющих островков и островков безопасности, а также увеличение количества пешеходных переходов.
Преимущества:
выделенные полосы во всех направлениях
повышение безопасности движения
больше остановок на площади благодаря переносу трамвайной остановки от Стрыйского рынка
уменьшение в среднем на 5-7% расстояний между посадочными платформами, пересадки станут удобными
количество полос для перехода уменьшается, количество переходов увеличивается
частичное сохранение озеленения
Недостатки:
меньше пространства у фасадов, нет возможностей доставки товаров
увеличивается транспортная нагрузка на улицу Зарицких
возможно беготни между двумя остановками из-за того, что транспорт может идти в одном направлении с разных остановок
нет возможностей для отделенной велоинфраструктуры.
Вариант "Т-образный перекресток"
Вариант предусматривает радикальную перестройку площади Франко с обустройством Т-образного перекрестка и значительное расширение общественных пространств вдоль фасадов вместо существующего островка. Предусмотрено разделение трамвайных путей по направлениям движения на подъездах к перекрестку, для предотвращения блокировки трамваев автотранспортом. Остановки устраиваются за перекрестком, при этом в направлении Сыхова устроен "карман" (чтобы при остановке трамвая иметь возможность собрать автомобили в очередь на перекресток со Стрыйской). В других направлениях - остановка в полосе движения, при этом в направлении Витовского можно продолжать выделенную полосу, которая есть на Франко, а машины из центра и от Стрыйского рынка на Витовского направлять через Зарицких - Волощака. Предусмотрено закрытие для проезда ул. Менделеева, которая становится жилой тупиковой улицей, а заезд на нее выполняется через ул. Кирилла и Мефодия. Светофор на перекрестке Франко - Витовского синхронизируется с перекрестком Франко - Стрыйская.
Преимущества:
остановки в соответствии с направлениями движения
трамваи не блокируют друг друга, авто не блокируют трамваи
уменьшение количества переходов, регулируемый переход через площадь
существенное расширение тротуаров, есть место для парковки и доставки товаров
значительно уменьшается площадь, занятая под транспортную функцию
большие возможности для коммерции на первых этажах
все возможности обустроить качественную велоинфраструктуру
учитывает существующее положение на соседних перекрестках
обустройство новых общественных пространств, возможность для нового качественного дизайна
Недостатки:
увеличение длины переходов
увеличение в среднем на 4-5% длины пересадок
больше общего движения авто и общественного транспорта
большой дополнительный транспортный поток на Зарицких
уничтожение озеленения островка.
Вариант "Полное трамвайное кольцо"
Вариант с обустройством полного трамвайного кольца предусматривает создание на площади Франко большого пересадового узла между различными направлениями общественного транспорта с возможностью разворота трамваев во всех направлениях при необходимости. Также одна из идей этого варианта, которая может быть использована и в других, - организация совместной для трамваев, троллейбусов и автобусов выделенной полосы на ул. Франко от центра.
Преимущества:
удобные быстрые пересадки, наименьшее расстояние между остановками (на 10-16% меньше, чем сейчас)
развороты трамваев во всех направлениях, возможность обустройства новых маршрутов и расширение возможностей изменения движения в случае аварий и парковки на путях
можно совместить с сетью троллейбуса
пешеходные переходы с обеих сторон платформы
остановки объединены по направлениям, нет перебежки
сохранение формы островка
сохранение озеленения
Недостатки:
опасные (относительно других вариантов) переходы: пути, значительная длина и различные направления движения
нет возможностей для отделенной велоинфраструктуры.