Неблагоприятные обстоятельства в стране не могли не оказать негативного влияния на украинский рынок ИТ, говорит источник itstolytsa.ua. Его показатели снижаются уже не первый год, но 2019 стал рекордным. В денежном выражении он не дотянул до 800 млн. долларов, рухнув на 53% относительно значений 2013 г, который тоже был не самым успешным. Теперь негативная тенденция коснулась даже рынка планшетов, их поставки сократились почти на четверть, упав до 253 млн. долл. Сбыт стационарных ПК спустился на 56% и достиг 166 млн. долл. Самую печальную динамику показали мобильные ПК. Сегмент снизился на 62%, принеся менее 371 млн. долл.
Продажи ПК в розничных сетях в натуральном выражении уменьшились на 41% – до 240 тыс. шт. Средняя цена была снижена на 10%, за счет чего объем рынка упал на 48%, составив 117 млн. долл.
Востребованность приобрели недорогие системы. Положительную динамику можно наблюдать только касаемо десктопов, цена которых не превышает 450 долл. Они и заняли четвертую часть рынка. На фоне всеобщего негатива моноблоки нарастили долю в полтора раза. Их часть - 12% в денежном выражении и 7% в единицах.
Уровень продаж мобильных ПК сократился на 45% – до 860 тыс. единиц (431 млн. долл.). Средняя цена ноутбука снизилась и сравнялась с показателем настольных ПК – не более 500 долл.
Что касается диагоналей экранов, популярными остались пятнадцатидюймовые ноутбуки. Их позиции улучшились на 4%, и теперь они занимают более 78% рынка в денежном эквиваленте. Прочие сегменты также в той или иной степени сдали свои позиции.
Второе место заняли семнадцатидюймовые устройства, чуть более 11%. Самую большую популярность приобрели не самые мобильные компьютеры. Статистика показывает, что подобная история повторилась в сфере мобильного интернета.
Самая плохая динамика у нетбуков. За ними лишь 1% продаж. Даже сравнительно новая категория, планшетные ноутбуки, имеющие гораздо более высокие цены, обошли их в популярности.
Та же тенденция наблюдается в ценовых сегментах. Возрос сбыт устройств дороже 1 тыс. долл., теперь он составляет 10% рынка. Самый сильный спад показывают модели стоимостью 600-750 долл. Ноутбуки в интервале 300-500 долл. стали мейнстримом, охватив более 48% продаж в денежном выражении, 61% в штуках. Кризис способствовал поляризации спроса, нанеся удар по товарам среднего ценового сегмента.
Былой стремительный рост продаж медиа-планшетов забыт, они не преодолели негативные тенденции даже несмотря на отличный темп роста продаж. Их сбыт сократился до 1,5 млн. штук. К этой категории относят устройства с диагональю экрана более 5,5 дюймов, с ARM (иным специализированным процессором), работающие под ОС.
Из-за снижения средней цены, которая в последней четверти 2014 года с трудом достигла 170 долл., объем рынка планшетов сократился на пятую часть, составив 275 млн. долл.
Рассматривая ситуацию со стороны ценовых категорий, самый большой рост (1,5 раза в денежном выражении) показали устройства в ценовом диапазоне 100-300 долл. За ними закреплена треть сегмента в деньгах и больше 40% в единицах. Более 76% рынка в денежном выражении и 93% в штуках отведено под медиа-планшеты до 400 долл.
Среди покупателей самую большую популярность завоевали недорогие семидюймовые планшеты – 60% рынка в единицах. По денежным показателям они занимают второе место - 39%. Сильнее всего упали показатели продаж устройств с экраном 10 дюймов, они получают четверть объема продаж в единицах. В деньгах они все еще занимают первое место, 44%. Наилучшая динамика наблюдается у восьмидюймовых моделей, которые смогла не смотря на падение рынка смогли прибавить 5%.
Сильно упали продажи электронных книг. Средняя цена немного возросла (121 долл.), а сбыт в деньгах снизился на 44%, или до 17 млн. долл. В штуках показатель упал на 46%, за весь 2014 год реализовано 140 тыс. штук.
В этой продуктовой группе самый сильный спад претерпели модели семидюймовым экраном – в пять раз в денежном выражении. Большая часть продаж приходилась на читалки с экраном 6 дюймов (85% рынка), а так же устройства на базе электронной бумаги (примерно 96%).
Автор статьи: Матиенко Дмитрий.