Новая полиция Харькова вплотную взялась за "гениев парковки", которые за многие годы привыкли безнаказанно парковать свои автомобили, где удобно. А зачастую харьковским автолюбителям удобно парковаться там, где запрещено.

Казалось бы, городской центр уже активно очищают от незаконной парковки. Но каждый день, словно грибы после дождя, на улицах Харькова вновь и вновь появляются автомобили в местах, не предназначенных для парковки.

Водители пеняют на городские власти - дескать "парковок в городе нет", вот и оставляют машины, где придется. Однако в этом вопросе они несколько лукавят, потому что "нашему человеку" хочется, чтобы было все бесплатно и безнаказанно. Поэтому только у нас можно оставить свой автомобиль на ступеньках, ведущих в парк посреди центра города, или припарковаться на пешеходном переходе.

Справедливости ради стоит отметить, что в центральной части города действительно нет такого количества парковочных мест, чтобы вместить всех желающих поставить свой автомобиль в положенном месте. Однако это проблема любого крупного города. Альтернатива - либо оставлять автомобиль на ближайшей стоянке/парковке, либо платить штраф (если, конечно, попадешься).

Тем не менее, игра с полицией в "кошки-мышки" уж никак не прививает харьковчанам европейскую культуру дорожного движения, где все участники стараются соблюдать правила или наказываются предельно жестко.

Штрафы

Конечно, самым действенным средством воспитания является "битье по кошельку", когда водитель наказывается штрафами внушительных размеров, а за игнорирование их выплат муниципалитет может конфисковать у нерадивого владельца его транспортное средство.

К слову, борьба с неправильной парковкой является одним из неплохих видов "дополнительного заработка" для города. В качестве иллюстрации можно привести в пример Гомель (Республика Беларусь), где постсоветская ментальность местного населения играет на руку городскому бюджету. Так, работа одного гомельского эвакуатора, по данным www.aistdorog.ru, позволяет пополнить городскую казну примерно на 14 тысяч долларов в месяц (при учете, что штраф за неправильную парковку может колебаться от 275 до 550 гривен для легковых авто и от 1375 до 2751 гривны для машин массой более 3,5 тонн).

В европейских странах вообще не экономят на штрафах для водителей, которые оставляют свое транспортное средство в неположенных местах. В Европе проблема с парковками в центре города стоит еще более остро, нежели в Украине. В условиях нехватки парковочных мест в крупных городах штрафы за неправильную парковку становятся наиболее частыми.

На текущий момент рекордсменами по сумме штрафов являются Норвегия и Испания. Так, в этих странах любителям игнорировать правила парковки придется заплатить порядка 90 евро штрафа. В Чехии сумма штрафа несколько меньше - водителю придется выложить из своего кошелька от 60 евро, а в Нидерландах минимальный размер штрафа за неправильную парковку – 50 евро. В других европейских странах за нарушение правил парковки придется заплатить от 20 евро и выше.

Тех, кто игнорирует оплату штрафов, наказывают судебными исками, как, например, в Великобритании, где муниципалитет может отсудить у нарушителя около 1000 фунтов при учете, что штраф в Британии составляет 30 фунтов.

Увеличение штрафа за нарушение правил парковки хотя бы до минимальной суммы в Европе – 20 евро – заставило бы лишний раз задуматься нерадивых водителей, прежде чем оставлять свой автомобиль, скажем, на пешеходном переходе, трамвайных путях или посреди тротуара.

Эвакуаторы

Во многих странах широко применяется эвакуация автомобилей как средство борьбы с нарушителями правил парковки. В некоторых странах Европы за эвакуацию авто нарушителей отвечают специальные службы или департамент муниципалитета. Так, работник такой службы может самостоятельно определить, правильно ли припаркован автомобиль. В случае необходимости вызывается наряд полиции для получения необходимой помощи. Далее водитель получает разрешение на возврат транспортного средства, выплачивает штраф, услуги парковки и может забирать авто. Если машина долгое время находится без владельца и за ней никто не приходит, то городские власти имеют право забрать авто в счет городского бюджета.

Сегодня у нас действует подобная схема, но есть одно маленькое упущение – те службы, которые занимаются эвакуацией, не имеют "надзорной" функции, позволяющей им целенаправленно искать нарушителей, блокировать авто и вызывать полицию для составления протокола. Функция "надзора" возложена на саму полицию, работники которой иногда игнорируют нарушителей парковки, а также на сознательных харьковчан, которые могут зафиксировать нарушителя на фото/видео или тут же вызвать полицию. Правда, последнее явление не столь популярно среди горожан, поскольку такой контроль порядка на дороге воспринимается как "стукачество". В связи с этим среднестатистическому харьковчанину легче обойти припаркованный на тротуаре (или пешеходном переходе) автомобиль, чем вызвать полицию или зафиксировать такого автохама на камеру своего мобильного устройства, чтобы нарушитель получил по заслугам.

Более того, на сегодня повальное очищение центральных улиц от припаркованных в неположенных местах автомобилей не решает проблему полностью. На центральных улицах Харькова как парковали авто, так и продолжают это делать, а те, кто не паркуются на улицах, заставляют автомобилями внутренние дворы, создавая для себя бесплатные парковки.

Блокировка

Наряду с принудительной эвакуацией транспортного средства для борьбы с нарушителями правил парковки применяются специальные блокираторы, которые устанавливаются на колесо автомобиля. На устройстве пишут данные сотрудника (полиции, инспекции или службы, занимающейся парковкой), который заблокировал авто, а также сумма, которую должен оплатить водитель. При этом нарушитель платит не только за снятие блокиратора, но и за его установку. Такой дополнительный счет во многих странах куда выше суммы самого штрафа. Стоит отметить, что заблокировать могут и автомобиль, который превысил время пребывания на парковке.

Повреждение блокиратора расценивается как нанесение ущерба городской собственности и влечет за собой более высокие санкции, чем сумма штрафа.

В Харькове только с этого года начинают вводить блокираторы. Их собираются ставить на транспортные средства, припаркованные в неположенных местах, но которые не мешают дорожному движению. После блокировки полицейские должны составить "сообщение о задержании транспортного средства", в котором указываются пункты правил, нарушенных водителем задержанного транспортного средства, а также данные инспектора.

Парковки

На сегодня только муниципальных парковок по Харькову - 112, из них порядка 40 расположены в центральной части города и вблизи от центра (без учета подземных паркингов и других парковок). Это куда больше, чем во многих крупных европейских городах. Однако есть одно отличие – практически на всех харьковских парковках не установлены паркоматы.

Городская власть решительно против установки аппаратов для парковки. Она выступает в поддержку парковщиков, аргументируя это тем, что автомат не сможет проконтролировать процесс оплаты услуги паркования, а живой человек - сможет. Городские власти настаивают, что поскольку постановление Кабинета министров от 3 июля 2014 года напрямую не запрещает парковщиков, муниципалитет и дальше будет их использовать без установки дорогостоящих паркоматов.

Однако "человеческий фактор" на парковках может быть и во вред городу. Во-первых, практически все парковщики озвучивают завышенную стоимость парковки (вместо 5 гривен – 10 гривен и выше), во-вторых, иногда можно встретить человека в форме "Харьковпарксервис", который на самом деле является мошенником или же попросту не пробивает чек, а кладет деньги себе в карман.

Харьковские активисты настаивают на приобщении харьковчан к европейским правилам парковки, где водитель должен самостоятельно обслуживать себя, оплачивая услуги паркинга в специальном паркомате. Установка таких автоматов позволит не только увеличить приток средств в городской бюджет, но и даст возможность водителям платить реальную сумму парковки, без завышений. Тех же водителей, которые игнорируют необходимость оплаты услуг парковки, стоит "перевоспитывать" за счет штрафных санкций, эвакуации и блокировки транспортного средства нарушителя.

Так мэр Вильнюса устроил расправу с нарушителями правил парковки. Естественно, что это показательное "выступление" на бронетранспортере, однако и такие методы борьбы имеют место быть, когда цивилизованные подходы бессильны против постсоветской культуры.

Таким образом, эффективность борьбы с нарушителями правил парковки заключается во внедрении четкой схемы обязательного наказания нарушителей. Штрафы, эвакуаторы, которые контролируют правильность парковки автомобилей по городу, блокировка, наличие автоматизированных парковок и, конечно же, донесение до граждан необходимости данных мер позволят в короткий срок побороть автохамство как стойкий паттерн в сознании отечественных водителей.

Не можешь достучаться до сознания словами – бей по кошельку!