Усилиями президента Владимира Зеленского уже забывшееся словосочетание "формула Штайнмайера" было возвращено в политический обиход. По версии Зеленского, данная формула будет рассматриваться на ближайшей встрече глав государств "Нормандской четверки". 18 сентября "формула" обсуждалась (пока безрезультатно) на заседании Трехсторонней контактной группы в Минске.
Опыт наблюдений за сетевыми дискуссиями показал, что политически активные пользователи имеют несколько размытые представления о том, кто такой Штайнмайер и к какой области научных знаний относится его формула.
"Формула Штайнмайера" тесно связана с понятиями "Нормандская четверка" и "Минские соглашения". Поэтому, чтобы понять глубину замысла автора формулы, следует начинать, что называется, от печки.
Что такое "Нормандская четверка"?
"Нормандская четверка" была создана 6 июня 2014 года для развязания военно-политического кризиса в Донецкой и Луганской областях. В нее вошли четыре государства: Украина, Франция, ФРГ и Российская Федерация. Название "Нормандская" четверка получила потому, что впервые собралась в исторической области Нормандия во Франции.
По версии официального Киева, сторонами конфликта в четверке являются Российская Федерация и Украина, а ФРГ и Франция – посредниками.
По версии Кремля, сторонами конфликта являются центральное украинское правительство и донбасские сепаратисты, а ФРГ, Франция и Российская Федерация являются посредниками.
Встречи и телефонные переговоры в "Нормандском формате" проводились на уровне глав государств и правительств (для ФРГ), глав министерств иностранных дел и иных уполномоченных представителей МИДов.
Первый состав "Нормандской четверки" на высшем уровне. Ныне Франсуа Олланда на посту президента Франции сменил Эммануэль Макрон, а Петра Порошенко на посту президента Украины - Владимир Зеленский
Последнее заседание на высшем уровне состоялось почти три года назад - 19 октября 2016-го в Берлине. Участники переговоров обсудили реализацию Минских соглашений, подтвердили важность разведения сил и боевых средств на трех "пилотных участках" — в станице Луганской, Петровском и Золотом. (Разведение сил так и не состоялось.)
Что такое Минские соглашения?
5 сентября 2014 года в Минске прошли переговоры представителей Украины, ОБСЕ и Российской Федерации по урегулированию конфликта на Донбассе.
Урегулирование должно было осуществляться в соответствии с Минским протоколом, который подписали:
- со стороны РФ - Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Украине Михаил Зурабов,
- со стороны Украины — бывший президент Леонид Кучма, который имел мандат от руководства страны,
- со стороны ОБСЕ - швейцарский дипломат Хайди Тальявини.
Подписанты вошли в Трехстороннюю контактную группу.
На встрече присутствовали представители самопровозглашенных Донецкой народной республики (Александр Захарченко) и Луганской народной республики (Игорь Плотницкий). Однако официальный Киев отрицает проведение переговоров с представителями сепаратистских формирований.
Основными пунктами достигнутых договоренностей были прекращение огня, разведение противоборствующих сторон и проведение выборов в соответствии с Законом Украины "О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" (закон не вступил в силу).
Так как Минский протокол по факту не выполнялся, то 11-12 февраля в Минске прошла встреча представителей "Нормандской четверки" на высшем уровне. За переговорным столом собрались президент Украины Петр Порошенко, президент Франции Франсуа Олланд, канцлер Германии Ангела Меркель, президент Российской Федерации Владимир Путин.
Были утверждены Вторые Минские соглашения, которые детализировали процесс урегулирования конфликта. (Текст соглашений достаточно обширен, познакомиться с ним можно здесь.) https://uk.wikipedia.org/wiki/Комплекс_заходів_щодо_виконання_Мінського_протоколу
Кто такой Штайнмайер и какова его формула?
Франк-Вальтер Штайнмайер – бывший министр иностранных дел Германии (ныне - президент), участник "нормандского формата" до января 2017 года.
Вторая редакция Минских соглашений не выполнялась. Одним из наиболее объемных камней преткновения были расхождения в трактовках последовательности выполнения пунктов Минских соглашений. Например, украинская сторона утверждала, что к выполнению политической части урегулирования (изменение украинского законодательства, проведение выборов) можно приступать только после прекращения огня (он до сих пор не прекращен). Российская сторона утверждала, что прекращение огня и выполнение политического плана могут быть параллельными процессами.
В 2016 году Штайнмайер предложил сторонам последовательность действий.
Шаг 1. Украина принимает закон об особом порядке проведения местных выборов на неподконтрольных территориях;
Шаг 2. Проведение местных выборов.
Шаг 3. Если ОБСЕ подтверждает демократичность выборов, особый статус в отдельных районах Донецкой и Луганской областей временно вступает в силу.
Шаг 4. Особый статус (в некоторых трактовках звучит как "специальный статус" или "особенности местного самоуправления" - ред.) закрепляется в Конституции.
Шаг 5. Украине передается контроль над украинско-российской границей в Донецкой и Луганской областях.
Что произошло в Минске 18 сентября?
Предложения о возобновлении встреч в формате "Нормандской четверки" прозвучали от президента Зеленского еще в мае 2019 года на встрече с министрами иностранных дел Франции и ФРГ.
За столом переговоров должны собраться:
- президент Украины Владимир Зеленский,
- канцлер ФРГ Ангела Меркель,
- президент Франции Эммануэль Макрон,
- президент Российской Федерации Владимир Путин.
Российская сторона в качестве одного из условий проведения встречи предложила сделать письменные подтверждения "формулы Штайнмайера".
2 сентября в Берлине состоялась предварительная встреча внешнеполитических советников, где обсуждался вопрос о согласовании "формулы Штайнмайера".
18 сентября вышеозначенную "формулу" обсуждали в рамках работы Трехсторонней контактной группы в Минске. Но договаривающиеся стороны так и не смогли согласовать свои позиции. Это, по некоторым оценкам, ставит встречу "Нормандской четверки" на высшем уровне под угрозу срыва.