Сегодня исполняется 15 лет, как во Львове произошла крупнейшая катастрофа в истории авиационных шоу. 27 июля 2002 года на Скниловском аэродроме в результате падения в толпу зрителей истребителя Су-27УБ погибли 77 человек, среди них 28 детей. Сегодня Львов молитвой почтит память погибших в Скниловской трагедии. Status Quo восстановил хронику тех событий.

Как это произошло

27 июля 2002 года на Скниловском аэродроме проводилось празднование, посвященное 60-летию 14-го авиационного корпуса ВВС Украины. Фигуры высшего пилотажа выполняли опытные пилоты первого класса группы "Украинские соколы" 45-летний полковник Владимир Топонарь и второй пилот 49-летний полковник Юрий Егоров. Посмотреть на фигуры высшего пилотажа в выходной день (это была суббота) пришли около 10 000 человек.

К исполнению демонстрационного пилотирования был подготовлен МиГ-29УБ (№ 20) из состава 114 БТА. Но из-за погодных условий машина не смогла вылететь во Львов. Вместо нее был поднят в воздух Су-27УБ, на котором, как вsяснилось позже, пилоты давно не тренировались.

В 12:52 по местному времени Су-27УБ при завершении фигуры высшего пилотажа "полупетля", которая была выполнена на очень малой высоте с выходом на критические углы атаки, пытаясь выровнять самолет, Су задел стабилизатором дерево, потом крылом - бетонное покрытие рулежной дорожки, а дальше - врезался в Су-17М4Р 48 ОГРАП (Коломыя) на земле, три раза перекрутился вокруг себя и рухнул в толпу людей, которые вышли на аэродром, чтобы лучше увидеть исполнение пилотирования. Самолет взорвался и загорелся. Оба пилота катапультировались уже после контакта с землей и получили лишь незначительные повреждения в результате перегрузок при катапультировании. Около 20 машин скорой помощи и пожарные команды были направлены для спасения пострадавших.

Позже на месте контакта Су-27УБ и Ил-76ТД были найдены останки около 12 человек.

Как происходило расследование трагедии

Расследованием трагедии занялась Генеральная прокуратура Украины и специальная комиссия Министерства обороны Украины. Сразу было выдвинуто несколько версий причин аварии: техническая неисправность самолета, ошибка пилотов, а также ошибка в планировании полетов, организации и размещении зрителей на аэродроме. Пресс-центр Генеральной прокуратуры сделал заявление, в котором причинами трагедии были названы плохая организация, подготовка и проведение авиашоу.

Далее конкретные обвинения были выдвинуты против пилотов: им инкриминировали уклонение от летного задания, низкий профессионализм и халатность. Сами пилоты не признавали своей вины в аварии и указывали на плохую организацию шоу, в частности на то, что их полетные карты существенно отличались от местности, где должны быть проведены маневры. Они также отметили, что на шоу должны были выполнять маневры на самолете, на котором заранее не тренировались. Некоторые эксперты также отмечают, что наземные службы должны были сообщить пилотам об отклонении от программы шоу и приближении к зрителям. В частности, при приближении к людям ближе чем 200 м фигуры пилотажа не должны были выполняться.

Реакция военных

В день трагедии тогдашний министр обороны страны Владимир Шкидченко подал рапорт об отставке, но его не принял Президент Украины Леонид Кучма. Зато были освобождены от должности главнокомандующий ВВС Украины генерал-полковник Виктор Стрельников и командующий 14-го авиационного корпуса Сергей Онищенко. Еще трех других генералов - работников ведомства арестовала военная прокуратура.

Тогда за каждого погибшего родственникам выплатили от 10 000 до 100 000 гривен. Значительно меньшие суммы достались тем, кто получил травмы, хотя многие остались инвалидами.

Приговор суда

Владимир Топонарь, командир Су-27 — приговорен к 14 годам лишения свободы и штрафу в 7,2 млн гривен (около 1 300 000 долларов), затем по решению Верховного суда сумма уменьшена до 150 000 гривен (около 27 000 долларов). Вышел на свободу через 11 лет.

Юрий Егоров, второй пилот Су-27 — приговорен к 8 годам лишения свободы и штрафу в 2,458 млн гривен (около 450 000 долларов). Вышел на свободу через 2,5 года.

Анатолий Третьяков, заместитель командующего 14-м авиакорпусом — приговорен к 6 годам заключения и выплате 700 000 гривен (около 130 000 долларов).

Юрий Яцюк, заместитель руководителя полетами — приговорен к 6 годам заключения и выплате 700 000 гривен (около 130 000 долларов).

Анатолий Лукиных, начальник службы безопасности полетов 14-го авиакорпуса — приговорен к 4 годам лишения свободы условно и выплате 200 000 гривен (около 35 000 долларов).

Олег Дзюбецкий, ответственный за подготовку экипажа — оправдан в связи с отсутствием состава преступления.

Никто из обвиняемых своей вины в трагедии не признал.

Уголовные дела в отношении четырех генералов, среди которых бывший главнокомандующий ВВС Украины генерал Стрельников, переданы в суд. 11 июня 2008 года украинский военный апелляционный суд в Киеве вынес оправдательный приговор четырем бывшим генералам ВС Украины. Судебные слушания закончились 9 июня. Все обвиняемые были признаны невиновными.

Помним

В 2003 году в первую годовщину трагедии при входе в Скниловский аэропорт (ул. Авиационная) на средства пожертвователей со всего мира была сооружена часовня всех Святых украинского народа. Автор проекта - Игорь Подоляк, внутренняя отделка - Маркиана и Юрия Мыски. Возле часовни установлено 77 камней, символизирующих жертв катастрофы. В первую годовщину трагедии часовню освятили священники УГКЦ, УПЦ КП, УАПЦ, УПЦ МП. Ежегодно в день катастрофы здесь происходят экуменические богослужения. В июле 2007 года установлена икону святого Николая, под сенью которого изображены все погибшие на аэродроме (художник Николай Солтис).