Новый горнолыжный курорт, уникальный логистический почтовый центр, отопление за счет энергетической вербы - территориальные громады на Львовщине после объединения поверили в свои силы и строят грандиозные планы. Как живут львовские громады после объединения - узнавал Statuis Quo.

Перекройка территории Львовщины продолжается. В области с каждым годом становится все меньше административных единиц, но не по причине вымирания. Наоборот. Села, поселки и города объединяются, потому что так, оказалось, гораздо выгоднее хозяйничать. В воскресенье, 29 октября на Львовщине состоялись очередные выборы глав и депутатов в 8-ми вновь объединенных территориальных громадах. Через два месяца - руководство и депутатское представительство выберут еще в двух ОТГ. В итоге, во Львовской области будет действовать уже 35 объединенных территориальных громад, что составляет более 30% от запланированного количества.

Как отмечает советник по вопросам децентрализации председателя Львовской облгосадминистрации Виталий Корецкий, за три года децентрализации динамика по объединению громад на Львовщине положительная.

"На сегодняшний день мы имеем 35 созданных ОТГ. В 25 уже состоялись первые выборы, в 8-ми - прошли 29 октября, и еще в двух выборы состоятся 24 декабря. Если посмотрим динамику, то в 2015 году выборы прошли в 15 громадах, в 2016-м - в семи, и 13 громад образовалось в 2017-м. Плюс около 15 громад инициировали соответствующие объединительные процессы, результат по которым мы увидим, надеюсь, уже весной. У нас утверждены перспективные планы в части 17 районов (по трем районам еще продолжаются дискуссии). Если мы говорим об этих 17 районов, то должно быть создано 84 громады. Плюс те, которые есть в этих трех районах - я предполагаю, что 90-95 громад должно образоваться, - рассказывает он. - Мне приятно отметить, что в процесс децентрализации включились города районного значения. В этом году мы имеем выборы в Великих Мостах, Рудках, Каменке-Бузкой. То есть города, которые мы предполагали, что они будут локомотивом реформы, активно работают в этом направлении".

Объединение - первый шаг к ремонту дорог

По его словам, первое, что чувствуют после объединения населенные пункты, - это существенное увеличение дохода бюджета - в среднем в четыре раза. В частности в тех 8-ми громадах, где в воскресенье состоялись выборы, общая доходная часть будет составлять, по расчетам, около 450 млн гривен. Это существенный финансовый ресурс. Поскольку, по опыту уже созданных громад, в среднем от 10 до 20% средств в ОТГ направляется на ремонт, не трудно посчитать, что капитальные расходы в районе увеличатся до 100 миллионов гривен. Поэтому, если население желает улучшения дорог и инфраструктуры в своем населенном пункте, первый шаг к этому, очевидно, - объединение.

"Основной лозунг реформы - приближение услуг к людям и улучшение жизни на уровне громады. Это - факт, который мы видим в наших громадах, где существенный финансовый ресурс направляется именно на эти вещи", - подчеркивает Виталий Корецкий.

Примеры

Так, например, в Новокалинивской объединенной территориальной громаде, где объединились 17 населенных пунктов, рассказывают, что до реформы соседние сельсоветы уже не могли выживать, им даже не из чего было выплачивать зарплату. Сейчас они за счет собственного бюджета строят детский сад, кормят в школе детей 1-4 классов и учеников, которых привозит школьный автобус, открыли спортзал, дневной стационар, проводят уличное освещение.

В Ходоровский ОТГ, третьей по численности населения объединенной территориальной громаде в Украине, сохранили все имеющиеся 36 народных домов, имеют три амбулатории, могут выделить 800 000 гривен на строительство и ремонт храмов.

В Давыдовской ОТГ устанавливают на улицах видеонаблюдение, проводять освещение, обустраивают детские площадки, ремонтируют учебные заведения и строят новые и радуются, что наконец, культура финансируется не по остаточному принципу. В Народном доме в Пасеках Зубрицких, например, более половины учеников села привлекли в различные кружки, там закупили оборудование для сцены, работает библиотека, в планах - облагородить парк возле озера.

Даже в одной из самых маленьких объединенных громад на Львовщине - Гнездычевской, которая состоит только из шести населенных пунктов, по данным Центра развития местного самоуправления во Львовской области, доходы выросли с 800 000 гривен до 25 миллионов. Они  создали коммунальное предприятие по благоустройству, Центр социального обслуживания, где работает, в частности, социальная парикмахерская, открылась своя музыкальная школа. К ним часто приезжают из других громад перенимать опыт - как им удается увеличить бюджет.

"Когда объединились деньги сельских советов все в кучу - тогда легче что-то сделать, - говорит Олег Ясеницкий, директор дорожно-строительной участки №38. - В одном селе сделали, потом во втором, третьем".

Откуда берутся деньги?

Как работает на практике формула: "1 + 1 = 3"?

Во-первых, громады, образовавшиеся в первую волну, получили значительное государственное финансирование. Поэтому они имели возможность модернизировать и улучшить свою инфраструктуру и административные здания за счет государственной субвенции. На территориях, не объединенных, эти здания часто до сих пор в крайне ужасном состоянии. Школьные автобусы, освещение, ямочный ремонт - все то, что не делалось годами, наконец начало делаться.

Понятно, что чем больше образуется ОТГ, между которыми распределяется эта субвенция, тем меньше с каждым годом ее размер. Но это не является большой проблемой, потому что со второй волны при объединении начали тщательнее относиться к финансовой состоятельности создаваемых громад. Если первые могли состоять только из трех населенных пунктов, то более поздние - не менее из десяти. Более того - такое образование должно иметь на своей территории предприятия или условия для привлечения инвесторов. Поэтому уже для второй волны ОТГ изменение модели распределения налогов дало ощутимые доходы от поступленийя подоходного и земельного налогов и акцизного сбора.

Яркий пример - Давыдовская ОТГ, которая образовалась в конце 2016 года. Хотя центром громады является Давыдов, финансы в значительной мере сначала шли из села Пасеки Зубрицкие. Местные власти села разумно отнеслись в свое время к распаеванию земли и оставили земли вдоль трассы в коммунальной собственности, а теперь активно привлекает на эти участки инвесторов. Такой подход теперь распространяется на всю Давыдовскою громаду. Можно увидеть это своими глазами - вдоль дороги на Ивано-Франковск расположены АЗС, склады, строительные супермаркеты, рестораны, предприятия по продаже сельхозтехники, холодильного оборудования и участки, где строители только начали что-то строить. Строительство продолжается даже тогда, когда уже стемнело. Кстати, именно здесь Укрпочта планирует построить логистический сортировочный центр для всей Западной Украины.

"Эти деньги были на этих территориях, просто не оставались в местных громадах. Изменение модели распределения поступления средств - одно из крупнейших достижений реформы, - считает руководитель Центра развития местного самоуправления во Львовской области Андрей Брынь. - ОТГ получили не только полномочия, но и возможности, ресурсы. Проекты, о которых они могли только мечтать, теперь - уже реальные вещи. Некоторые громады даже пошли дальше чем города районного значения. Они планируют установление мультимедийных досок в учебных заведениях, создание ЦПАУ, музыкальных школ, строительство с нуля новых детских садов".

Андрей Брынь рассказывает, что некоторые сельские и поселковые советы, еще не объединившись, уже делают "паспорта" на свои земли и рассылают письма нефтегазовым компаниям с предложением разместить там в будущем АЗС.

"Наверное, важен человеческий фактор, когда люди имеют четкое понимание развития территории", - отмечает эксперт.

Где еще можно взять средства

Еще один источник привлечения средств - Государственный фонд регионального развития Украины (ДФРР) и иностранные гранты. Кстати, Львовщина - среди лидеров по привлечению и реализации средств с ГФРР на свои проекты. Правда, они немного стереотипны.

"Многие громады просят средства на ремонт садиков, установку освещения, замену окон, дверей, строительство дорог. Но развивающих проектов, которые бы создавали новые рабочие места, генерировали дополнительную доходность в будущем, - мало. Построить народный дом, а потом думать, чем его заполнять, как отапливать, как поддерживать его надлежащее функционирование, это одно. А создать художественный комплекс, в котором участвовали бы и кружки, возможно, - и музей на платной основе, и бизнес-инкубатор - это было бы значительно интереснее, и значительно больше шансов найти поддержку у такого проекта", - подчеркивает Андрей Брынь.

Также на Львовщине есть громады, работающие по грантам Европейского Союза. Так, Львовская область участвует в масштабной программе трансграничного сотрудничества Украина-Польша-Беларусь, и ОТГ могут работать через такую программу. Часто средства могут привлекаться через партнерские организации, например немецкие фонды, в частности GIZ. Также действует программа "U-LEAD с Европой" по энергоэффективности и программа ЕС секторальной реформы децентрализации. Информацию о таких грантах предоставляет Центр развития местного самоуправления во Львовской области. Кроме того, ее можно получить:

  • на сайтах гражданского общества, в частности gurt.org.ua, prostir.ua;
  • на официальных страницах посольств стран-членов ЕС;
  • на официальном сайте программы Украина-Польша-Беларусь;
  • в Департаменте экономического сотрудничества ЛОГА;
  • в Департаменте международно-технической помощи ЛОГА.

Но, как подчеркивают в Центре развития местного самоуправления во Львовской области, европейцы также ждут именно проектов развития.

"Более того - одна из задач "U-LEAD с Европой" - помощь в написании стратегиии развития громад. Потому что сегодня Евросоюз четко заявляет, что одним из следующих требований для получения средств на инфраструктуру является наличие стратегии развития, которая разработана и принята не только руководством и работниками ОТГ, а совместно с общественными активистами и представителями бизнеса. Поэтому громады, которые уже обсудили важнейшие вопросы стратегии и после объединения начали работать над их воплощением, находятся в более выгодном положении", - говорит руководитель Центра.

Также еще есть конкурс микропроектов Львовского облсовета. А еще - возможность межмуниципального сотрудничества, когда громады и даже не объединенные территории совместно реализуют какой-то проект. В регионе подписаны два таких договора - о водоснабжения и ремонте дороги.

"Но мы ожидаем новые договоры, потому что это мощный инструмент, который позволяет сэкономить средства громад, особенно таких, у которых их немного. Договор не ограничен по направлениям - от маленького до большого, от общего обустройства пляжа до насаждения энергетических культур", - говорит советник по вопросам децентрализации Центра развития местного самоуправления во Львовской области Наталия Федюк.

Полномочия

Следует отметить, что объединение - не только дополнительные финансы, но и дополнительная ответственность. Потому что ОТГ уже сами руководят образованием, культурой, медициной и соцзащитой на своей территории. Все эти вещи, которые раньше решались из района, а то и области, теперь громада может решать на местах. Поэтому в объединенных громадах сейчас крайне нужны новые специалисты.

"Они уже начинают думать, что такое обсуждение общественного бюджета, что такое общественные слушания, что такое электронное управление. Например, Жовтенецкая ОТГ (Каменка-Бугский район) сделала электронный кабинет на сайте ОТГ, где каждый житель может оставить свое сообщение и в течение трех часов получает ответ. Впервые появляются люди, которые будут узко заниматься развитием туризма, привлечением инвестиций, написанием проектов. Таким образом меняется и модель управления территориальной громадой. Это уже не несколько человек - землеустроитель, сельский голова, секретарь сельсовета. Теперь громада имеет возможность привлекать кадры и формировать новую команду, которая может развиваться, смотреть вперед и заниматься такими вопросами", - добавляет Андрей Брынь.

Почему европейцы помогают в создании громад?

Андрей Брынь поясняет: "В большинстве европейских стран реформа местного самоуправления уже состоялась. В частности, в Дании она проходила с 1959 года по 2007-й, то есть 50 лет. В Прибалтике, Польше - тоже десятки лет. Евросоюз понимает, что в Украине такого времени нет. Учитывая тяжелую ситуацию на востоке Украины, аннексию Крыма, другого выхода, как поднимать экономическую ситуацию в Украине и осуществлять эффективные реформы на местах, в Украине просто нет. Поэтому сегодня идет речь о том, что Украина, выбрав европейскую модель развития и подписав Ассоциацию ЕС, а также получив безвизовый режим, следующим шагом должна сделать реформу местного самоуправления, которая имеет большой успех в странах ЕС".

Почему все же другие территории тянут с объединением?

Кроме понятного страха ко всему новому и все еще малой осведомленности людей, советник по вопросам децентрализации председателя ЛОГА Виталий Корецкий называет еще одну причину - постоянные изменения в Бюджетном кодексе.

"Фактически с каждым годом все больше и больше нагрузки перекладывается на местные бюджеты. Мы видим, что если в 2015 году мы начинали с одной нагрузкой на местный бюджет, то в 2016 году еще дополнительно, например, в сфере образования коммунальные расходы и зарплата технических работников финансируется за счет местных бюджетов. В бюджете на 2017 год - еще больше нагрузка. Людей пугает то, что неизвестно, что будет завтра, какая нагрузка будет через год, два и т.п. Но преобладает тот опыт, который есть в уже созданных ОТГ. Поэтому процесс не стал медленнее. Напротив, я считаю, что тот опыт, который мы видим в ОТГ, он побуждает, подталкивает и вдохновляет городские советы на объединение", - говорит он.

Справка SQ. Что такое Центр развития местного самоуправления в Львовской области?

Это подразделение негосударственной, некоммерческой организации, которая действует при поддержке масштабного проекта Евросоюза по поддержке и внедрению реформы децентрализации - программы "U-LEAD с Европой". Это программа с бюджетом более 100 000 000 евро.

На Львовщине Центр официально открылся 25 мая 2017 года и консультирует по юридическим вопросам, вопросам децентрализации, регионального развития, коммуникации. Вскоре появится советник по вопросам пространственного развития, административных услуг и местного бюджета. Именно по таким направлениям чаще всего обращаются ОТГ, а также органы местного самоуправления, которые хотят объединиться.

Финансируют программу кроме Евросоюза также отдельные члены ЕС - Дания, Швеция, Польша, Эстония, Германия. И действует она при участии Министерства регионального развития, ЖКХ и строительства Украины.
Главным компонентом "U-LEAD с Европой" является укрепление способности органов местного самоуправления путем проведения серии тренингов, обмена опытом, учебных поездок, привлечения внешних экспертов, консультации, а также экспертного сопровождения написания стратегий развития общин, помощи в написании проектов как из Государственного фонда регионального развития, а также на программу Международной техничной помощи.

Евросоюз

Эта публикация была подготовлена в рамках проекта "Продвижение реформ в регионы" при содействии Европейского Союза. (http://ec.europa.eu/europeaid). Содержание этой публикации является исключительной ответственностью ИА "Status Quo" и никоим образом не отражает точку зрения Европейского Союза.