Мы часто отождествляем себя с героями известных фильмов или сериалов. Другой вопрос – это вопрос о том, вредно ли отождествление с персонажами:

  • злыми;
  • опасными;
  • просто неприятными и явно отрицательными.

Интересно пройти тесты кто ты из персонажей фильма Семейка Адамс, где практически все персонажи не являются положительными, а скорее, находятся вне общепринятой морали. Поэтому есть сомнения, отождествляет ли кто-то себя с действительно плохими героями.

Симпатия к отрицательным героям

Есть много людей, испытывающих симпатию к героям, которые, хотя и в выдуманном мире, делают много несимпатичных вещей, написанных создателями так, чтобы им легко нравиться. Локи — хороший пример, потому что, хотя теоретически он злой и кровожадный, на самом деле он написан как менее привлекательный младший брат, чьи родители лгали ему всю жизнь. Ганнибал же может убивать и поедать своих жертв, но в то же время, персонаж может говорить с людьми, которые чувствуют себя отличными от остального окружающего мира. По мнению психологов, отождествление с такими персонажами приводит к слишком далеко идущим выводам. Главным образом потому, что на телевидении и в кино в основном представлена усиленная версия психопата, которая обычно невероятно интересна и обаятельна. Более того, гораздо реалистичнее, чем их преступления выглядят:

  1. Эмоции.
  2. Чувства.
  3. Мотивы героев.

Иными словами, можно понять, что люди, идентифицирующие себя с «плохими парнями», идентифицируют себя с какими-то реальными чувствами, страхами или проблемами, отвергая при этом их действия как фиктивный элемент. На самом деле, очень немногие люди настолько отождествляют себя с персонажами, чтобы перенимать их поведение.

В конечном счете, складывается впечатление, что идентификация с героями фильма, хотя и играет чрезвычайно важную роль в сопереживании фильму или собственно его сюжету, на самом деле не должна быть элементом, используемым для оценки постановки. Конечно, можно с уверенностью предположить, что нам, зрителям, нравятся фильмы, в которых мы можем больше сопереживать. Но в то же время - если для нас нет персонажа, с которым мы можем себя идентифицировать, это не значит, что постановка плохая или в ней есть какая-то ошибка. Потому что, во-первых, все мы существа, ограниченные собственным опытом, а это значит, что категория идентификации с персонажем соответствует только нашему ощущению, что кто-то похож на нас. Что значит, что все те фильмы, в которых не рассказывается об относительно распространенных явлениях, с которыми может себя идентифицировать как можно больше людей, были бы автоматически плохими.