STATUS QUO

Как учить музыке самых маленьких

Игра на детских музыкальных инструментах - важная составляющая музыкального воспитания детей. Этот вид работы способствует развитию психических процессов, формированию музыкального восприятия и слуха, чувства ритма, умению координировать свои движения. Кроме того позволяет ребенку почувствовать себя субъектом музыкального творчества. Поэтому крайне важно привлекать малышей к игре на инструментах как можно раньше. 

К сожалению, сейчас в дошкольных учреждениях роль этого вида музыкальной деятельности детей недооценивается. в основном эта часть образования детей ограничивается игрой на шумовых инструментах. Металлофон, Триола гармоника, домра, скрипка, гитара, фортепиано если и предлагаются дошкольникам, то только в старшем возрасте. Мало кто пользуется известной в мире методике обучения игре на музыкальных инструментах детей раннего возраста, разработанной японец Синити Судзуки. Уже более полувека она успешно используется в США и странах Европы. 

В эффективности этой методики убедилась и музкеривник Ирина ТРОФИМЧЕНКО (ДОУ No 56  "Боровичок", г. . Хмельницкий). Адаптировав ее к индивидуальных особенностей своих воспитанников, опираясь на собственный опыт, она разработала систему работы с детьми по Судзуки. Сегодня автор знакомит читателей "ДВ" с основными принципами методики Судзуки и дает практические рекомендации по ее использованию. 

 "Воспитание талантов" - методика и философия Синити Судзуки был первым, кто предположил, что дети 3 4 лет могут свободно владеть музыкальным инструментом. НЕ пиликать, а играть на нем.Он верил, что каждый ребенок способен к обучения, музыку - не таинство, а музыкальные таланты есть у многих. И главное: как любые способности, их можно развить. При правильного подхода каждый ребенок может научиться понимать музыку и выполнять музыкальные произведения. Эта идея зародилась у него дальнего 1931 и легла в основу созданной им методики музыкального образования детей -  "Воспитание талантов". По этой методике музыкальное образование следует начинать с раннего возраста. Ведь в этот период происходит усвоение родного языка, а следовательно, слух, голос и мозг малыша настроены на то, чтобы впитывать и копировать. 

Поэтому в основу своего метода Судзуки ставит  ассоциирования с процессом детского восприятия материнского языка. Маленькие дети обладают способностью различать и воспроизводить тончайшие нюансы устной речи. Судзуки доказал, что малыш точно так же может узнавать и различать музыкальные звуки. Для этого необходимо постоянное слушание, как и во время учебы материнского языка. Поэтому с самого рождения ребенку стоит предлагать слушать определенные мелодии, используя их в качестве фона для детской жизнедеятельности. Хватит с детства окружить малыша хорошей музыкой, так же, как он "окружен" звуками родного языка, и первый камешек в его музыкальном образовании будет заложен. 

Обучение музыки по методу Судзуки рекомендуют начинать американские педагоги с 2-2,5, европейские - с 3-4 лет. Сначала методика была разработана только для скрипки, но на сегодняшний день существуют методики также для фортепиано, альта, виолончели, флейты, гитары. Ограничения в инструментах связанные с наличием (или отсутствием) качественных инструментов детских размеров.

 "Воспитание талантов" - это не только методика преподавания игры на музыкальном инструменте, но и целая философия, включающая в себе взгляды на воспитание и развитие ребенка . 

Профессор Судзуки был духовным и высоконравственным человеком и на воспитание этих качеств у детей обращал особое внимание. Одного раз мама малыша, которого он учил играть на скрипке, спросила: "Сможет ли мой мальчик стать хоть кем-то?". Судзуки ответил, что учась играть на скрипке, малыш станет не кем-то, а достойной и добрым человеком. Не стоит требовать от ребенка, чтобы она стала профессиональным музыкантом и зарабатывала музыкой большие деньги. Человек с добрым и чистым сердцем всегда найдет свое счастье. Единственная забота родителей - воспитать ребенка честным человеком, чтобы у нее были чистые помыслы и благородное сердце. Поэтому в своей педагогической деятельности Синити Судзуки руководствовался кредо: 

 "Сначала - характер, а затем - способности". Он мечтал, прежде всего, вырастить добрых граждан своей страны с самыми высокими моральными качествами. 

Основные принципы методики Синити Судзуки

Вызвать и постоянно поддерживать интерес ребенка к музыке и музыкального инструмента нельзя дать малышу в руки скрипку (или другой музыкальный инструмент) и сказать - играй!  Принуждение только вредит учебе. Главное - пробудить у ребенка желание играть, заинтересовать ее не только музыкальным инструментом, но и мелодией, процессом игры, эмоциями, которые они вызывают. Поэтому сначала на этом инструменте, например, скрипке, учится играть кто-то из родителей или педагог (если занятия проходят в группе). Сначала маму или папу учат, как правильно сыграть простенькую пьесу, чтобы можно было закреплять умение ребенка в домашних условиях. Пока кто-то из родителей осваивает азы музыкального исполнительства на маленькой (предназначенной для ребенка) скрипке, малыш вообще не береинструмент в руки, а только слушает запись п ' ты, которую позже будет изучать. На занятии же малыши наблюдают, как играют старшие дети, педагог или мама. Тем самым создается соответствующая атмосфера и очень скоро это приводит к тому, что ребенок берет скрипку в матери со словами: "Я тоже хочу поиграть". Звуки инструмента и мелодия ей уже знакомы. Поскольку она постоянно видит, как радуются другие дети, играя на скрипке, ей тоже хочется почувствовать эти эмоции. Таким образом, удается пробудить у малыша длительное интерес. 

Создать качественное музыкальный фон 

Чем чаще ребенок слушает музыку, тем проще ей научиться играть на инструменте. Постоянное слушание создает также ролевую модель для ее игры в будущем. В своих "Заметках по методу" Воспитание талантов" Судзуки пишет:" Если я буду давать младенцу слушать такую ​​классику, как "Бранденбургский концерт" или " серенаду "Чайковского или " Квартет "Бетховена, я выберу только часть мелодии, которая будет повторяться в записи целый день. Примерно через пять месяцев ребенок запомнит эту мелодию ". Судзуки считал, что слушание музыки должен стать ежедневной привычкой как ребенка, так и родителей.  Однако не стоит это превращать в отдельное занятия, музыка должна служить фоном для обычной деятельности.Стоит отметить, что дети не устают от слушания музыки  - это характерно только для взрослых. Малыш охотно слушает знакомые звуки и мелодии. Дети стремятся повторений, а вот недовольство родителей по поводу надоевшей музыки может убить детский энтузиазм. 

Постоянно повторять изученное 

Чтобы ребенок не забыла только изучены движения, мелодию и т.п., следует постоянно их повторять, постепенно применяя новые навыки и умения. Новый материал следует подавать опираясь на уже знакомые ребенку произведения. 

Поощрять и хвалить 

На занятиях по трехлетним детьми начинающими Судзуки произносил слово "хорошо" после каждого сделанного ребенком усилия. Никогда не использовал слово "плохо", а чтобы поощрить малыша, спрашивал: "Можно это сделать еще лучше?" или "А может попробуешь еще раз?». Судзуки считал, что имеет использоваться несколько уровней позвали и лучше промолчать, чем покритиковать. 

Активно привлекать к музыкальному воспитания родителей 

Успешное развитие способностей ребенка возможен лишь при гармоничного взаимодействия учителя, родителей и самого малыша. Родители должны посещать с малым занятия, делать для себя заметки, заниматься с ребенком дома. Фактически, мама или папа становятся домашними учителями юного скрипача или пианиста. Родители должны слушать вместе с ребенком записи классической музыки, учить воспринимать и понимать музыку, создавать музыкальный фон, водить ребенка на концерты, устраивать домашние концерты 

Чтобы ребенок не теряла мотивации Судзуки предлагает еженедельно устраивать показательные концерты для семьи, на которых малыш будет продемонстрировать свои успехи по  последнее время.Особенно полезными они в течение первых месяцев обучения, когда практически все усилия направлены на формирование правильной позы и умение правильно держать инструмент. В этом случае такие еженедельные концерты становятся для малыша весомым стимулом. Каждый даже незначительный шаг вперед должно быть замечен родителями и поддержан. 

Создавать позитивную атмосферу 

Родители и педагоги должны помнить, что каждый малыш уникален, и не требовать от него больше, чем он может на этом этапе. Любую попытку или проявление желания получить новые знания следует встречать искренней похвалой  и поддержкой. Атмосфера великодушия, сотрудничества, радости за успехи других детей также является частью метода Судзуки. Положительный настроение должно господствовать на музыкальных занятиях и дома. Ведь малыши учатся благодаря энтузиазма, и их успехи нуждаются поддержки, а выступления - поощрение. 

Большое внимание уделять донотному периода обучения В этот время ребенок пытается достичь правильной постановки рук, точной интонации, хорошего звучания и законченности музыкальных фраз. И только тогда, когда все это сформировано можно браться за нотную грамоту. Многократные повторения, направлены не на заучивание определенной мелодии, а на точность самовыражения и раскрытия содержания музыки, дают значительно больший эффект по формированию и закреплению технических навыков. Следует заметить, что ребенок, уже хорошо помнит музыкальный текст, сможет посвятить свое внимание и странности исполнительству, а не будет отвлекаться на прочитание или упоминание следующей ноты. 

Обеспечивать социальное взаимодействие с другими детьми 

Важно, чтобы ребенок слышал не только себя и  педагога, но и других детей, поэтому стоит устраивать групповые занятия. Общий репертуар позволяет малышам играть вместе, дает им ценный опыт игры в ансамбле и закрепляет навыки, приобретенные на индивидуальных занятиях. Хорошо, если дети также активно участие в различных спектаклях, постановках, концертах, во время которых имеют возможность продемонстрировать приобретенный опыт игры на инструменте. Все это является прекрасным мотиватором. 

Практические рекомендации по использования элементов методики "Воспитание талантов" 

  1. Ребенку стоит давать слушать можно более красивой и разнообразной музыки. Музыка может звучать негромко как фон в повседневной жизни: во время занятий, игр, подготовки к обеду или сна дома и в детском саду. Выбирать музыку следует в соответствии с тем, какое настроение нужно создать. Так, для спокойных занятий хорошо подойдут "Времена года" Вивальди, симфонии Гайдна и Моцарта, для поднятия духа можно использовать "Славянские танцы" Дворжака.  Покупая диски с классической музыкой, советуем для начала отдавать предпочтение сборникам типа "Избранные произведения известных композиторов" вместо "Полное собрание ...", поскольку они обычно содержат наиболее известные и любимые произведения. 
  2. Целесообразно давать малышу прослушивать несколько раз в день произведения, которые он разучивает (или будет разучивать в будущем). Для молодых детей можно записать простые народные мелодии на кассету или диск.Следует как можно шире и активнее привлекать родителей ребенка к занятиям, помогать им разобраться в материале, который она изучает. Если родители совсем далеки от музыки, целесообразно дать им несколько уроков игры на инструменте, который овладевает ребенок, посоветовать книги по музыке, сообщить о концертах, которые происходят поощрять посещать их вместе с детьми. Это поможет родителям в занятиях с малышом дома. 
  3. Малыша постоянно нужно заинтересовывать занятиями. Маленьким детям трудно концентрироваться на длительное время, поэтому ежедневные занятия должны состоять не из одного урока на полчаса или час, а по нескольким мини-уроков по 3 - 5 минут. Во время занятий следует искренне поощрять малыша, отмечая даже незначительные успехи. 
  4. Во время занятия (с педагогом и дома) основное внимание уделяют правильному положению малыша за инструментом и воспроизведению хорошего звука. На подготовительных этапах в школах Судзуки используют ложные инструменты (например, деревянная скрипка без струн и настоящий смычок). Ставится кассета и ребенок делает вид, что играет. Аналогично практикуется игра на фортепиано с закрытой крышкой (при имитации исполнение произведения можно напевать его или включать запись). 
  5. Начиная с первых музыкальных фраз, уже следует развивать экспрессию и темперамент исполнителя. Наиболее эффективными методами при этом является показ и иллюстрации с объяснением. 
  6. Особое внимание следует уделять развитию чувство ритма. Педагоги должны помнить о необходимость поддержания оптимального темпа путем избежания слишком быстрой или слишком медленной игры. 
  7. Хорошо проводить на занятиях коллективное музицирования.Совместное музицирование по Судзуки имеет различные формы: пение и аккомпанемент (кто-то играет, а кто-то поет) игра в четыре руки на фортепиано; игра на фортепиано и скрипке  (флейте) две, три или даже десять скрипок вместе. Совместное музицирование (особенно с маленькими детьми) может быть и на детских инструментах (ксилофон и барабан), бубен и пение и т.д. 
  8. Важную роль следует отводить и домашний подготовке. Необходимо объяснять суть домашнего задания мамам, по возможности, демонстрировать его на практике. 

Насколько успешным исполнителем станет ребенок в большей степени зависит от того,  насколько серьезно и творчески подойдет педагог к процесса обучения именно этого ребенка, учитывая ее индивидуальность, способности наклонности, интересы, уровень умений и навыков. Но при любых условиях такая работа даст каждому малышу огромный толчок для развития как музыкальных, так и всех других видов способностей. Фото предоставлены автором  "Палитра педагога" для музруководителей 

В ближайших выпусках "Палитры педагога" публиковаться 

  • практические разработки по обучению малышей игры на музыкальных инструментах с  методике Судзуки
  • материал о специфике работы музруководителя с детьми логопатами (с конспектом соответствующего занятия) 
  •  сценарии весенних развлечений. 

Подписаться "Палитру педагога" можно в любом отделении Укрпочты. 

 

А купить музыкальные инструменты вы можете в музыкальном магазине в Киеве Colorsound.

 

Сотрудничество с профессиональным магазином гитар, пианино, скрипок и т.д. позволяет заказчикам:

  • добиться оптимального соотношения финансовых затрат и качества приобретаемого товара. Надежные компании, среди которых ColorSound, осуществляют поставки без посредников, что, с одной стороны, исключает риск подделок, а с другой – дает возможность устанавливать разумные цены;
  • получить в распоряжение инструмент нового поколения с расширенным функционалом, который полностью соответствует индивидуальным потребностям;