STATUS QUO

Ми не ставимо мети заробити тут і зараз: стратегічним завданням "Мегабанку" є задоволений клієнт - голова правління банку Олексій Яценко

Про те, як і чому змінюються відділення "Мегабанку", про співпрацю банку з міжнародними фінансовими інститутами і про інновації в сфері мобільного банкінгу - в інтерв'ю голови правління "Мегабанку" Олексія Яценка.

- "Мегабанк" відомий своїми зв'язками з міжнародними фінансовими інститутами. Які результати цієї співпраці?

- З 2007 року банк уклав 49 угод з 17 зарубіжними партнерами по залученню фінансування у вигляді капіталу, субординованого боргу, кредитів і депозитів на загальну суму 356 млн. Доларів США. За рахунок цих коштів банк видав українським підприємствам понад 6 тисяч кредитів на загальну суму близько 500 млн. доларів США. Велика частина цих коштів була надана підприємствам мікро-, малого та середнього бізнесу аграрного сектора, а також спрямована на фінансування проектів підвищення енергоефективності, розвитку експортного потенціалу клієнтів банку і так далі. При цьому досить багато коштів вже повернуто нашим партнерам: це більше 250 мільйонів доларів.

- Що в цьому напрямку зроблено останнім часом?

- Тільки за останні кілька місяців "Мегабанк" уклав три угоди з міжнародними фінансовими інститутами. У першій половині травня банк залучив від Triodos Investment Management (Нідерланди) фінансування у вигляді субординованого кредиту на суму 4 мільйони євро. Термін угоди - 5,5 років.

В середині травня "Мегабанк" залучив довгострокове кредитне фінансування на 5 мільйонів євро від фонду BlueOrchard Microfinance Fund, який знаходиться під управлінням швейцарського інвестиційного менеджера BlueOrchard Finance Ltd.

15 липня "Мегабанк" та Корпорація приватних закордонних інвестицій (OPIC), агентство при Уряді США, уклали угоду про субординований кредит на суму 4,3 мільйона доларів США. Термін угоди - 5,5 років.

Важливо відзначити, що укладання угод субординованого боргу в комплексі зі збільшенням акціонерами статутного капіталу "Мегабанку" дозволило нам значно збільшити капітал банку, тим самим підвищивши його надійність і виконавши всі нормативи НБУ.

Крім того, ми ведемо переговори з потенційними новими партнерами і до кінця третього кварталу очікуємо приїзду як мінімум двох партнерів для проведення Due Diligence. Фактично, це фінальна стадія перед прийняттям рішення про надання фінансування. Можливо, ми зможемо укласти угоди про співпрацю і отримати кошти до кінця року.

- Ви були в складі делегації "Мегабанку" на щорічних зборах і бізнес-форумі Європейського банку реконструкції та розвитку, які пройшли в цьому році в Сараєво. Які ваші враження від цього заходу?

- І нинішнє, і потенційне партнерство, про яке я вище казав, в тому числі приїзд двох партнерів на Due Diligence банку, - це результат переговорів, проведених на форумі ЄБРР. Даний захід - це одна з ключових фінансових майданчиків в Європі, великий форум, в рамках якого можна провести десятки зустрічей у форматі живого спілкування.

Зазначу, що ряд потенційних партнерів, які раніше не розглядали Україну як можливий майданчик для співпраці, заявили про готовність приїхати в країну і саме в "Мегабанк", щоб оцінити перспективи спільної роботи.

Крім того, в травні представники "Мегабанку" відвідали мікрофінансову конференцію в Стамбулі, на якій зібралися компанії, що займаються мікрокредитуванням. У вересні ми плануємо поїздку в Белград на річні збори EFSE - ще одного давнього партнера "Мегабанку" і України.

- Останнім часом "Мегабанк" кардинально перебудував кілька відділень. З чим це пов'язано?

- Це видима частина сервісної реформи, яка включає багато складових. Найцінніше, що може бути у будь-якого банку, - це клієнт. Сьогодні на банківському ринку спостерігається досить жорстка боротьба за клієнтів - фізичних осіб, і її переможцем все частіше стає не тільки той банк, який запропонує найкращі умови по продукту, але і той, який надасть послуги більш якісно.

"Мегабанк" одним з перших включився в цей тренд. Ми не ставимо мети заробити тут і зараз: стратегічним завданням банку є задоволений клієнт. Саме тому була запущена сервісна реформа. Її основна мета - організація роботи по-новому. Перш за все, мова йде про поділ потоків людей, що приходять до відділення: частина приміщення тепер орієнтована на обслуговування клієнтів, які прийшли отримати комплекс банківських послуг, а частина приміщення - на клієнтів, що бажають оплатити комунальні послуги.

Як це зроблено? Принципово змінено зонування відділення, облаштовано 20 посадочних місць, в деяких відділеннях з'явилися дитячі зони, де дитина може пограти, поліпити, помалювати. Взимку в відділеннях тепло, влітку - прохолодно. Які наші цілі? Зробити перебування у відділенні для клієнта більш комфортним і безконфліктним, збільшити швидкість обслуговування. Фактично - це інвестиції в репутацію.

Сервісна реформа - це не швидкий і не скінченний процес. Ми займаємося нею рік, вже є певні результати. Очевидного ефекту плануємо добитися через 2-3 роки після старту.

- Що "Мегабанк" робить в сфері мобільного банкінгу?

- В цьому році "Мегабанк" запустив власний картковий процесинг. З одного боку, це полегшить і прискорить процес запуску нових продуктів, а з іншого, що ще більш важливо, дозволить клієнтам швидше отримувати ті продукти, в яких у них є потреба.

Крім того, найближчим часом "Мегабанк" запустить новий унікальний сервіс - todobank. Це не просто мобільний додаток: фактично, це електронний банк, який дозволяє через смартфон здійснювати всі види платежів і операцій з банком. Основна відмінність нашого сервісу від сервісів, які вже є на ринку, в наступному: щоб стати клієнтом todobank, необов'язково замовляти карту "Мегабанку". Досить завантажити мобільний додаток і почати використовувати todobank за допомогою віртуальної карти і віртуального електронного рахунку.

- Як це працює?

- Картою будь-якого банку, не тільки "Мегабанку", ви можете поповнити свою електронну карту в todobank. У неї є згенерований номер рахунку. Фактично, це звичайна карта, але її немає фізично. Проте, поповнивши цей електронний гаманець картою будь-якого банку, клієнт може оплачувати що завгодно. Інші банки просять клієнтів отримати фізичну карту, щоб користуватися мобільним додатком, а у нас додатком можна користуватися, просто скачавши його і проводячи платежі навіть іншою картою.

- А фізична карта передбачається?

- Так звісно. Клієнт може замовити звичний реальний "пластик", причому робиться це онлайн. Отримавши реальну карту, клієнт має можливість користуватися звичайною фізичною картою і отримувати кешбек на всі витрати з карти todobank. З одного боку, розмір кешбек невеликий - 1%, але з іншого, він чесний, оскільки нараховується за абсолютно всі транзакції, проведені картою todobank. Ми не говоримо "кешбек до 30%", сховавши за цим повернення коштів за якийсь дуже обмежений перелік покупок. Ми гранично чесні: розрахувалися ви на АЗС, в супермаркеті або інтернет-магазині - 1% вам гарантований.

- Додаток можна завантажити?

- Перший реліз todobank вже доступний для скачування в AppStore. Для Android додаток теж готовий, і зараз проходить процес узгодження його розміщення з Google. У PlayMarket воно з'явиться в найближчий час.

- Який функціонал цього додатка на сьогодні?

- Уже зараз через todobank можна оплатити послуги, здійснювати грошові перекази між приватними особами, розраховуватися в інтернеті, управляти картковими лімітами і, безумовно, оплачувати комуналку без комісії з можливістю побачити свою заборгованість.

Але звичайно, додаток буде доопрацьовуватися постійно. У наступних оновленнях будуть всі сучасні сервіси, затребувані у клієнтів-фізосіб - можливість проведення валютообмінних операцій, переведення грошей через міжнародні платіжні системи, створення шаблонів платежів, відображення статистики за картковими операціями і багато іншого.

- Як ви в цілому оцінюєте український фінансовий ринок?

- Зараз ми спостерігаємо пожвавлення попиту на банківські послуги. Перш за все, мова про таку класичної послузі, як депозити. Довіра населення до банків поступово зростає. Багато в чому це стало можливим завдяки діям Нацбанку, який за рахунок вимог до діяльності і капіталу банків, з одного боку, істотно оздоровив ринок, а з іншого - значно підвищив надійність банківської системи України, що посприяло відновленню довіри до банків з боку населення.

Знову з'являється інтерес до кредитування, в тому числі такого, яке давно не було популярним, - авто і нерухомості. Поступово знижується облікова ставка Нацбанку, а значить, буде знижуватися і ставка по кредитуванню. Це благотворно вплине на доступність кредитних ресурсів не тільки для населення, але і для бізнесу.


О том, как и почему меняются отделения "Мегабанка", о сотрудничестве банка с международными финансовыми институтами и об инновациях в сфере мобильного банкинга - в интервью председателя правления "Мегабанка" Алексея Яценко.

- "Мегабанк" известен своими связями с международными финансовыми институтами. Каковы результаты этого сотрудничества?

- С 2007 года банк заключил 49 соглашений с 17 зарубежными партнерами по привлечению финансирования в виде капитала, субординированного долга, кредитов и депозитов на общую сумму 356 млн. долларов США. За счет этих средств банк выдал украинским предприятиям более 6 тысяч кредитов на общую сумму около 500 млн. долларов США. Большая часть этих средств была предоставлена предприятиям микро-, малого и среднего бизнеса аграрного сектора, а также направлена на финансирование проектов повышения энергоэффективности, развития экспортного потенциала клиентов банка и так далее. При этом достаточно много средств уже возвращено нашим партнёрам: это более 250 миллионов долларов.

- Что в этом направлении сделано в последнее время?

- Только за последние несколько месяцев "Мегабанк" заключил три соглашения с международными финансовыми институтами. В первой половине мая банк привлек от Triodos Investment Management (Нидерланды) финансирование в виде субординированного кредита на сумму 4 миллиона евро. Срок соглашения – 5,5 лет.

В середине мая "Мегабанк" привлек долгосрочное кредитное финансирование на 5 миллионов евро от фонда BlueOrchard Microfinance Fund, который находится под управлением швейцарского инвестиционного менеджера BlueOrchard Finance Ltd.

15 июля "Мегабанк" и Корпорация частных зарубежных инвестиций (OPIC), агентство при Правительстве США, заключили соглашение о субординированном кредите на сумму 4,3 миллиона долларов США. Срок соглашения – 5,5 лет.

Важно отметить, что заключение соглашений субординированного долга в комплексе с увеличением акционерами уставного капитала "Мегабанка" позволило нам значительно увеличить капитал банка, тем самым повысив его надежность и выполнив все нормативы НБУ.

Кроме того, мы ведем переговоры с потенциальными новыми партнерами и до конца третьего квартала ожидаем приезда как минимум двух партнеров для проведения Due Diligence. Фактически, это финальная стадия перед принятием решения о предоставления финансирования. Возможно, мы сможем заключить соглашения о сотрудничестве и получить средства до конца года.

- Вы были в составе делегации "Мегабанка" на ежегодном собрании и бизнес-форуме Европейского банка реконструкции и развития, которые прошли в этом году в Сараево. Какие ваши впечатления от этого мероприятия?

- И нынешнее, и потенциальное партнёрство, о котором я выше сказал, в том числе приезд двух партнеров на Due Diligence банка, – это результат переговоров, проведенных на форуме ЕБРР. Данное мероприятие – это одна из ключевых финансовых площадок в Европе, крупный форум, в рамках которого можно провести десятки встреч в формате живого общения.

Отмечу, что ряд потенциальных партнеров, которые раньше не рассматривали Украину как возможную площадку для сотрудничества, заявили о готовности приехать в страну и конкретно в "Мегабанк", чтобы оценить перспективы совместной работы.

Кроме того, в мае представители "Мегабанка" посетили микрофинансовую конференцию в Стамбуле, на которой собрались компании, занимающиеся микрокредитованием.  В сентябре мы планируем поездку в Белград на годовое собрание EFSE – еще одного давнего партнера "Мегабанка" и Украины.

- В последнее "Мегабанк" кардинально перестроил несколько отделений. С чем это связано?

- Это видимая часть сервисной реформы, которая включает много составляющих. Самое ценное, что может быть у любого банка, – это клиент. Сегодня на банковском рынке наблюдается достаточно жесткая борьба за клиентов – физических лиц, и ее победителем все чаще становится не только тот банк, который предложит лучшие условия по продукту, но и тот, который предоставит услуги более качественно.

"Мегабанк" одним из первых включился в этот тренд. Мы не ставим цели заработать здесь и сейчас: стратегической задачей банка является удовлетворенный клиент. Именно поэтому была запущена сервисная реформа. Ее основная цель – организация работы по-новому. Прежде всего, речь идет о разделении потоков людей, приходящих в отделение: часть помещения теперь ориентирована на обслуживание клиентов, которые пришли получить комплекс банковских услуг, а часть помещения – на клиентов, желающих оплатить коммунальные услуги.

Как это сделано? Принципиально изменено зонирование отделения, обустроено 20 посадочных мест, в некоторых отделениях появились детские зоны, где ребенок может поиграть, полепить, порисовать. Зимой в отделениях тепло, летом – прохладно. Каковы наши цели? Сделать пребывание в отделении для клиента более комфортным и бесконфликтным, увеличить скорость обслуживания. Фактически – это инвестиции в репутацию.

Сервисная реформа – это не быстрый и не заканчивающийся процесс. Мы занимаемся ею год, уже есть определенные результаты. Очевидного эффекта планируем добиться через 2-3 года после старта.

- Что "Мегабанк" делает в сфере мобильного банкинга?

- В этом году "Мегабанк" запустил собственный карточный процессинг. С одной стороны, это облегчит и ускорит процесс запуска новых продуктов, а с другой, что еще более важно, позволит клиентам быстрее получать те продукты, в которых у них есть потребность.

Кроме того, в ближайшее время "Мегабанк" запустит новый уникальный сервис – todobank. Это не просто мобильное приложение: фактически, это электронный банк, который позволяет через смартфон осуществлять все виды платежей и операций с банком. Основное отличие нашего сервиса от сервисов, которые уже имеются на рынке, в следующем: чтобы стать клиентом todobank, необязательно заказывать карту "Мегабанка". Достаточно скачать мобильное приложение и начать использовать todobank с помощью виртуальной карты и виртуального электронного счета.

- Как это работает?

- Картой любого банка, не только "Мегабанка", вы можете пополнить свою электронную карту в todobank. У нее есть сгенерированный номер счета. Фактически, это обычная карта, но ее нет физически. Тем не менее, пополнив этот электронный кошелек картой любого банка, клиент может оплачивать что угодно. Другие банки просят клиентов получить физическую карту, чтобы пользоваться мобильным приложением, а у нас приложением можно пользоваться, просто скачав его и проводя платежи даже другой картой.

- А физическая карта предполагается?

- Да, конечно. Клиент может заказать привычный реальный "пластик", причем делается это онлайн. Получив реальную карту, клиент имеет возможность пользоваться обычной физической картой и получать кэшбек на все расходы с карты todobank. С одной стороны, размер кэшбека небольшой – 1%, но с другой, он честный, поскольку начисляется за абсолютно все транзакции, проведенные картой todobank. Мы не говорим "кэшбек до 30%", спрятав за этим возврат средств за какой-то очень ограниченный перечень покупок. Мы предельно честны: рассчитались вы на АЗС, в супермаркете или интернет-магазине – 1% вам гарантирован.

- Приложение можно скачать?

- Первый релиз todobank уже доступен для скачивания в AppStore. Для Android приложение тоже готово, и сейчас проходит процесс согласования его размещения с Google. В PlayMarket оно появится в самое ближайшее время.

- Каков функционал этого приложения на сегодня?

- Уже сейчас через todobank можно оплатить услуги, совершать денежные переводы между частными лицами, рассчитываться в интернете, управлять карточными лимитами и, безусловно, оплачивать коммуналку без комиссии с возможностью увидеть свою задолженность.

Но конечно, приложение будет дорабатываться постоянно. В следующих обновлениях будут все современные сервисы, востребованные у клиентов-физлиц – возможность проведения валютообменных операций, переведения денег через международные платежные системы, создание шаблонов платежей, отражение статистики по карточным операциям и многое другое.

- Как вы в целом оцениваете украинский финансовый рынок?

- Сейчас мы наблюдаем оживление спроса на банковские услуги. Прежде всего, речь о такой классической услуге, как депозиты. Доверие населения к банкам постепенно растет. Во многом это стало возможным  благодаря действиям Нацбанка, который за счет требований к деятельности и капиталу банков, с одной стороны, существенно оздоровил рынок, а с другой –  значительно повысил надежность банковской системы Украины, что поспособствовало восстановлению доверия к банкам со стороны населения.

Вновь появляется интерес к кредитованию, в том числе такому, которое давно не было популярным, – авто и недвижимости. Постепенно снижается учетная ставка Нацбанка, а значит, будет снижаться и ставка по кредитованию. Это благотворно повлияет на доступность кредитных ресурсов не только для населения, но и для бизнеса.