Новини, 02.11.2017

Децентралізація на Львівщині, або Як це – стати заможними

02.11.2017, 16:29

децентрализация, Евросоюз, громадыНовий гірськолижний курорт, унікальний логістичний поштовий центр, опалення за рахунок енергетичної верби - територіальні громади на Львівщині після об'єднання повірили в свої сили і будують грандіозні плани. Як живуть львівські громади після об'єднання - дізнавався Statuis Quo.

Перекроювання території Львівщини триває. В області з кожним роком стає все менше адміністративних одиниць, але не з причин вимирання. Навпаки. Села, селища та міста об'єднуються, бо так, як виявилося, набагато вигідніше господарювати. У неділю, 29 жовтня на Львівщині відбулися чергові вибори голів та депутатів у 8-ми новостворених об'єднаних територіальних громадах. Через два місяці – керівництво та депутатське представництво оберуть ще у двох ОТГ. У підсумку, у Львівській області буде діяти вже 35 об'єднаних територіальних громад, що становить більше 30% від запланованої кількості. 

децентрализация, Евросоюз, громадыЯк зазначає радник з питань децентралізації голови Львівської облдержадміністрації Віталій Корецький, за три роки децентралізації динаміка по об'єднанню громад на Львівщині позитивна.

"На сьогоднішній день ми маємо 35 створених ОТГ. В 25 вже відбулися перші вибори, в 8-ми - пройшли 29 жовтня, і ще в двох вибори відбудуться 24 грудня. Якщо подивимося динаміку, то в 2015 році вибори відбулися в 15 громадах, в 2016 – в семи, і 13 громад утворилося в 2017-му. Плюс близько 15 громад ініціювали відповідні об'єднавчі процеси, результат по яких ми побачимо, сподіваюсь, вже навесні. В нас затверджені перспективні плани в частині 17 районів (по трьом районам ще тривають дискусії). Якщо ми говоримо про ці 17 районів, то має бути утворено 84 громади. Плюс ті, які є в цих трьох районах, – я передбачаю, що 90-95 громад має утворитися, - розповідає він. - Мені приємно відзначити, що у процес децентралізації включилися міста районного значення. В цьому році ми маємо вибори в Великих Мостах, Рудках, Каменці-Бузьцій. Тобто міста, які ми передбачали, що вони будуть локомотивом реформи, активно працюють в цьому напрямку". 

Об'єднання – перший крок до ремонту доріг 

децентрализация, Евросоюз, громадыЗа його словами, перше, що відчувають після об'єднання населенні пункти, - це суттєве збільшення доходу бюджету – у середньому у чотири рази. Зокрема по тих 8-ми громадах, де у неділю відбудуться вибори, загальна дохідна частина буде складати, за розрахунками, близько 450 мільйонів гривень. Це суттєвий фінансовий ресурс. Оскільки, з досвіду вже створених громад, в середньому від 10 до 20% коштів в ОТГ скеровується на ремонти, не важко порахувати, що капітальні видатки в районі збільшаться до 100 мільйонів гривень. Тож якщо населення прагне поліпшення доріг та інфраструктури у своєму населеному пункті, перший крок до цього, вочевидь, – об'єднання.

"Основне гасло реформи – наближення послуг до людей та покращення життя на рівні громади. Це - факт, який ми бачимо в наших громадах, де суттєвий фінансовий ресурс скеровується саме на ці речі", - підкреслює Віталій Корецький.

Приклади

Так наприклад, у Новокалинівській об'єднаної територіальної громаді, де об'єдналися 17 населених пунктів, розповідають, що до реформи навколишні сільські ради вже не могли виживати, їм навіть ні з чого було виплачувати зарплату. Зараз же вони за кошти власного бюджету будують дитячий садок, харчують у школі дітей 1-4 класів та учнів, яких привозить шкільний автобус, відкрили спортзал, денний стаціонар, проводять вуличне освітлення.

У Ходорівській ОТГ, третьою за кількістю населення об'єднаною територіальною громадою в Україні, зберегли всі наявні 36 народних домів, мають три амбулаторії, можуть виділити 800 тисяч гривень на будівництво та ремонт храмів. 

У Давидівській ОТГ встановлюють на вулицях відеоспостереження, освітлення, облаштовують дитячі майданчики, ремонтують учбові заклади й будують нові та радіють, що нарешті культура фінансується не за залишковим принципом. В Народному домі у Пасіках Зубрицьких, наприклад, більш ніж половину учнів села залучили у різноманітні гуртки, там закупили обладнання для сцени, працює бібліотека, в планах – облагородити парк біля озеру.

Навіть у однієї з найменших об'єднаних громад на Львівщині – Гніздичівській, яка складається лише з шести населених пунктів, за даними Центру розвитку місцевого самоврядування у Львівській області, доходи зросли з 800 тисяч гривень до 25 мільйонів. В неї створено комунальне підприємство, яке здійснює роботи по благоустрою, Центр соціального обслуговування, де працює, зокрема, соціальна перукарня, відкрилась своя музична школа. До  них часто приїжджають з інших громад переймати досвід – як їм вдається збільшити бюджет. 

"Коли об'єдналися гроші сільських рад всі до купи – тоді легше щось зробити, - каже Олег Ясеницький, директор шляхобудівної дільниці №38. – В одному селі зробили, потім в другому, третьому".

Звідки беруться кошти?

децентрализация, Евросоюз, громадыЯк працює на практиці формула: "1+1=3"?

По-перше, громади, які утворилися у першу хвилю, отримали значне державне фінансування. Тому вони мали можливість модернізувати і покращити свою інфраструктуру та адміністративні будівлі за рахунок державної субвенції. На територіях, які не об'єднані, ці будівлі часто й досі у вкрай жахливому стані. Шкільні автобуси, освітлення, ямкові ремонти – все те, що не робилося роками, нарешті почало робитися.

Зрозуміло, що чим більше утворюється ОТГ, між якими розподіляється ця субвенція, тим менше з кожним роком її розмір. Але це не є великою проблемою, бо вже з другої хвилі при об'єднанні почали прискіпливіше ставитися до фінансової спроможності утворюваних громад. Якщо перші могли складатися лише з трьох населених пунктів, то більш пізніші – не менш ніж з десяти. Більш того - таке утворення повинно мати на своїй території підприємства чи умови для залучення інвесторів. Тому вже для другої хвилі ОТГ зміна моделі розподілу податків дала відчутні доходи за рахунок прибуткового й земельного податків та акцизного збору. 

Яскравий приклад – Давидівська ОТГ, яка утворилася наприкінці 2016 року. Хоча центром громади є Давидів, проте фінанси значною мірою спочатку йшли з села Пасіки Зубрицькі. Місцева влада села розумно поставилася свого часу до розпаювання землі й залишила землі вздовж траси у комунальній власності, а тепер активно залучає на ці ділянки інвесторів. Такий підхід наразі поширюється на всю Давидівську громаду. Можна побачити це на власні очі – поруч з дорогою на Івано-Франківськ розташовані АЗС, склади, будівельні супермаркети, ресторани, підприємства з продажі сільгосптехніки, холодильного обладнання та ділянки, де наразі будівники тільки-но щось почали зводити. Будівництво триває навіть, коли вже стемніло. До речі, саме тут Укрпошта планує побудувати логістичний сортувальний центр для всієї Західній Україні. 

децентрализация, Евросоюз, громады"Ці гроші були на цих територіях, просто не залишалися у місцевих громадах. Зміна моделі розподілу надходження коштів - одне з найбільших досягнень реформи, - вважає керівник Центру розвитку місцевого самоврядування у Львівській області Андрій Бринь. - ОТГ отримали не тільки повноваження, а й можливості, ресурси. Проекти, про які вони могли тільки мріяти, тепер - вже реальні речі. Деякі громади навіть пішли далі ніж міста районного значення. Вони планують встановлення мультимедійних дошок в навчальних закладах, створення ЦНАПів, музичних шкіл, будівництво з нуля нових дитячих садочків". 

Андрій Бринь розповідає, що деякі сільські та селищні ради, ще не об'єднавшись, вже роблять "паспорти" на свої землі та розсилають листи нафтогазовим компаніям з пропозицією розмістити там в майбутньому АЗС. 
"Напевно, важливим є людський фактор, коли люди мають чітке розуміня розвитку територіі", - зазначає експерт. 

Де ще можна взяти кошти

децентрализация, Евросоюз, громадыЩе одне джерело залучення коштів – Державний фонд регіонального розвитку України (ДФРР) та іноземні гранти. До речі, Львівщина – серед лідерів по залученню та реалізації коштів з ДФРР на свої проекти. Щоправда, вони трохи стереотипні.

"Багато громад просять кошти на ремонт садочків, встановлення освітлення, заміну вікон, дверей, будівництво доріг. Але розвиткових проектів, які б створювали нові робочі місця, генерували додаткову дохідність в майбутньому, - мало. Побудувати народний дім, а потім думати, чим його заповнювати, як опалювати, як підтримувати його належне функціонування, це одне. А створити мистецький комплекс, в якому були б задіяні і гуртки, можливо, - й музей на платній основі, і бізнес-інкубатор - це був би значно цікавіший проект, і значно більше шансів на підтримку такого проекту", - підкреслює Андрій Бринь.

Також на Львівщині є громади, які працюють за грантами Європейського Союзу. Так, Львівська область бере участь у масштабній програмі транскордонного співробітництва Україна-Польща-Білорусь, і ОТГ можуть працювати через таку програму. Часто кошти можуть  залучатися через партнерські організації, наприклад німецькі фонди, зокрема GIZ. Також діє програма "U-LEAD з Європою"  з енергоефективності та програма ЄС секторальної реформи децентралізації. Інформацію про такі гранти надає Центр розвитку місцевого самоврядування у Львівській області. Окрім того, її можна отримати:

  • на сайтах громадянського суспільства, зокрема gurt.org.ua, prostir.ua; 
  • на офіційних сторінках посольств країн-членів ЄС; 
  • на офіційному сайті програми Україна-Польща-Білорусь;
  • в Департаменті економічного співробітництва ЛОДА;
  • в Департаменті міжнародно-технічної допомоги ЛОДА. 

Але, як підкреслюють у Центрі розвитку місцевого самоврядування у Львівській області, європейці також чекають саме на розвиткові проекти.

"Більш того - одне із завдань "U-LEAD з Європою" - допомога в написанні стратегіії розвитку громад. Бо сьогодні ЄС чітко заявляє, що однією з наступних вимог для отримання коштів на інфраструктуру громади є наявність стратегії розвитку, яка розроблена та прийнята не тільки керівництвом та працівниками ОТГ, а спільно з громадськими активистами та представниками бізнесу. Тому громади, яки вже обговорили найважливіші питання стратегії і після обєднання почали працювати над ії втіленням, знаходяться у вигіднішому стані", - говорить керівник Центру.

децентрализация, Евросоюз, громадыТакож ще є конкурс мікропроектів Львівської облради. А ще - можливість міжмуніципального співробітництва, коли громади та навіть не об'єднані території спільно реалізують якийсь проект., В регіоні підписані два таких договори – стосовно водопостачання та ремонту дороги. 

"Але ми очікуємо на нові договори, бо це потужний інструмент, який дозволяє дуже зекономити кошти громади, особливо таких, які мають їх небагато. Договір не обмежений по напрямках – від маленького до великого, від спільного облаштування пляжу до насадження енергетичних культур", - каже радник з питань децентралізації Центру розвитку місцевого самоврядування у Львівській області Наталія Федюк.

Повноваження

децентрализация, Евросоюз, громадыСлід зазначити, що об'єднання – не лише додаткові фінанси, але й додаткова відповідальність. Бо ОТГ вже самі керують освітою, культурою, медициною та соцзахистом на своїй території. Всі ці речі, які раніше вирішувалися з району, а то й області, тепер громада може вирішувати безпосередньо на місцях. Тому в об'єднаних громадах зараз вкрай потрібні нові спеціалісти. 

"Вони вже починають думати, що таке обговорення громадського бюджету, що таке громадські слухання, що таке електронне врядування. Наприклад, Жовтенецька ОТГ (Кам'янка-Бузький район) зробила електронний кабінет на своєму сайті, де кожний житель може залишити своє повідомлення і на протязі трьох годин отримує відповідь. Вперше появляються люди, які будуть вузько займатися розвитком туризму, залученням інвестицій, написанням проектів. Таким чином змінюється і модель управління територіальною громадою. Це вже не кілька людей – землевпорядник, сільський голова, секретар сільської ради. Тепер громада має можливість залучати кадри і формувати нову команду, яка може розвиватися, дивитися наперед і займатися такими питаннями", - додає Андрій Бринь.

Чому європейці допомагають у створенні громад? 

Андрій Бринь пояснює: "У більшості європейських країн реформа місцевого самоврядування вже відбулася. Зокрема в Данії вона відбувалася з 1959 року по 2007-й, тобто 50 років. В Прибалтиці, Польші – теж десятки років. Євросоюз розуміє, що в Україні такого часу немає. Враховуючи важку ситуацію на сході України, анексію Криму, іншого виходу, як піднімати економічну ситуацію в Україні та здійснювати ефективні реформи на місцях, в Україні просто немає. Тому сьогодні йде мова про те, що Україна, обравши європейську модель розвитку і підписавши Асоціацію з ЄС, а також отримавши безвізовий режим, наступним кроком має зробити реформу місцевого самоврядування, яка має великий успіх в країнах ЄС".

Чому все ж таки інші території тягнуть із об'єднанням?

децентрализация, Евросоюз, громадыОкрім зрозумілого остраху до всього нового та все ж таки ще малої поінформованості людей, радник з питань децентралізації голови ЛОДА Віталій Корецький називає ще одну причину – постійні зміни у Бюджетному кодексі. 

"Фактично з кожним роком все більше і більше навантаження є на місцеві бюджети. Ми бачимо, що якщо в 2015 році ми починали з одним навантаженням на місцевий бюджет, то в 2016 році ще додатково, наприклад, по галузі освіти комунальні видатки і зарплата технічних працівників фінансується за рахунок місцевих бюджетів. У бюджеті на 2017 рік ще більше навантаження. Людей лякає те, що невідомо, що буде завтра, яке навантаження буде через рік, два і т.п. Але переважає той досвід, який є у вже створених ОТГ. Тому процес не став повільнішим. Навпаки, я вважаю, що той досвід, який ми бачимо в ОТГ, він спонукає, підштовхує і надихає міські ради на об'єднання", - говорить він.

Довідка SQ. Що таке Центр розвитку місцевого самоврядування у Львівській області?

децентрализация, Евросоюз, громадыЦе підрозділ недержавної, неприбуткової організації, яка діє за підтримки наймасштабнішого проекту Євросоюзу з підтримки та впровадження реформи децентралізаціі - програми "U-LEAD з Європою". Це програма з бюджетом понад 100 мільйонів євро. 

На Львівщині Центр офіційно відкрився 25 травня 2017 року та консультує з юридичних питань,  питань децентралізаціі, регіонального розвитку, комунікаціі. Невдовзі появиться радник з питань просторового розвитку, адміністративних послуг та місцевого бюджету. Саме по таких напрямках найчастіше звертаються ОТГ, а також органи місцевого самоврядування, які хочуть обєднатися. Фінансують програму окрім Євросоюзу, також окремі члени ЄС - Данія, Швеція, Польша, Естонія, Німеччина. Та діє вона за участі Міністерства регіонального розвитку, ЖКХ та будівництва України. 

Головним компонентом "U-LEAD з Європою" є зміцнення спроможності органів місцевого самоврядування через проведення серіі навчань, обміну досвідом, навчальних поіздок, залучення зовнішних експертів, консультації, а також експертний супровод написання стратегій розвитку громад, допомогу в написанні проектів як з Державного фонду регіонального розвитку, а також на програму международноі технічноі допомоги. 

Евросоюз

Ця публікація була підготовлена в рамках проекту "Просування реформ в регіони" за сприяння Європейського Союзу (http://ec.europa.eu/europeaid). Зміст цієї публікації є виключною відповідальністю ІА "Status Quo" і жодним чином не відображає точку зору Європейського Союзу.


Новый горнолыжный курорт, уникальный логистический почтовый центр, отопление за счет энергетической вербы - территориальные громады на Львовщине после объединения поверили в свои силы и строят грандиозные планы. Как живут львовские громады после объединения - узнавал Statuis Quo.

Перекройка территории Львовщины продолжается. В области с каждым годом становится все меньше административных единиц, но не по причине вымирания. Наоборот. Села, поселки и города объединяются, потому что так, оказалось, гораздо выгоднее хозяйничать. В воскресенье, 29 октября на Львовщине состоялись очередные выборы глав и депутатов в 8-ми вновь объединенных территориальных громадах. Через два месяца - руководство и депутатское представительство выберут еще в двух ОТГ. В итоге, во Львовской области будет действовать уже 35 объединенных территориальных громад, что составляет более 30% от запланированного количества.

Как отмечает советник по вопросам децентрализации председателя Львовской облгосадминистрации Виталий Корецкий, за три года децентрализации динамика по объединению громад на Львовщине положительная.

"На сегодняшний день мы имеем 35 созданных ОТГ. В 25 уже состоялись первые выборы, в 8-ми - прошли 29 октября, и еще в двух выборы состоятся 24 декабря. Если посмотрим динамику, то в 2015 году выборы прошли в 15 громадах, в 2016-м - в семи, и 13 громад образовалось в 2017-м. Плюс около 15 громад инициировали соответствующие объединительные процессы, результат по которым мы увидим, надеюсь, уже весной. У нас утверждены перспективные планы в части 17 районов (по трем районам еще продолжаются дискуссии). Если мы говорим об этих 17 районов, то должно быть создано 84 громады. Плюс те, которые есть в этих трех районах - я предполагаю, что 90-95 громад должно образоваться, - рассказывает он. - Мне приятно отметить, что в процесс децентрализации включились города районного значения. В этом году мы имеем выборы в Великих Мостах, Рудках, Каменке-Бузкой. То есть города, которые мы предполагали, что они будут локомотивом реформы, активно работают в этом направлении".

Объединение - первый шаг к ремонту дорог

По его словам, первое, что чувствуют после объединения населенные пункты, - это существенное увеличение дохода бюджета - в среднем в четыре раза. В частности в тех 8-ми громадах, где в воскресенье состоялись выборы, общая доходная часть будет составлять, по расчетам, около 450 млн гривен. Это существенный финансовый ресурс. Поскольку, по опыту уже созданных громад, в среднем от 10 до 20% средств в ОТГ направляется на ремонт, не трудно посчитать, что капитальные расходы в районе увеличатся до 100 миллионов гривен. Поэтому, если население желает улучшения дорог и инфраструктуры в своем населенном пункте, первый шаг к этому, очевидно, - объединение.

"Основной лозунг реформы - приближение услуг к людям и улучшение жизни на уровне громады. Это - факт, который мы видим в наших громадах, где существенный финансовый ресурс направляется именно на эти вещи", - подчеркивает Виталий Корецкий.

Примеры

Так, например, в Новокалинивской объединенной территориальной громаде, где объединились 17 населенных пунктов, рассказывают, что до реформы соседние сельсоветы уже не могли выживать, им даже не из чего было выплачивать зарплату. Сейчас они за счет собственного бюджета строят детский сад, кормят в школе детей 1-4 классов и учеников, которых привозит школьный автобус, открыли спортзал, дневной стационар, проводят уличное освещение.

В Ходоровский ОТГ, третьей по численности населения объединенной территориальной громаде в Украине, сохранили все имеющиеся 36 народных домов, имеют три амбулатории, могут выделить 800 000 гривен на строительство и ремонт храмов.

В Давыдовской ОТГ устанавливают на улицах видеонаблюдение, проводять освещение, обустраивают детские площадки, ремонтируют учебные заведения и строят новые и радуются, что наконец, культура финансируется не по остаточному принципу. В Народном доме в Пасеках Зубрицких, например, более половины учеников села привлекли в различные кружки, там закупили оборудование для сцены, работает библиотека, в планах - облагородить парк возле озера.

Даже в одной из самых маленьких объединенных громад на Львовщине - Гнездычевской, которая состоит только из шести населенных пунктов, по данным Центра развития местного самоуправления во Львовской области, доходы выросли с 800 000 гривен до 25 миллионов. Они  создали коммунальное предприятие по благоустройству, Центр социального обслуживания, где работает, в частности, социальная парикмахерская, открылась своя музыкальная школа. К ним часто приезжают из других громад перенимать опыт - как им удается увеличить бюджет.

"Когда объединились деньги сельских советов все в кучу - тогда легче что-то сделать, - говорит Олег Ясеницкий, директор дорожно-строительной участки №38. - В одном селе сделали, потом во втором, третьем".

Откуда берутся деньги?

Как работает на практике формула: "1 + 1 = 3"?

Во-первых, громады, образовавшиеся в первую волну, получили значительное государственное финансирование. Поэтому они имели возможность модернизировать и улучшить свою инфраструктуру и административные здания за счет государственной субвенции. На территориях, не объединенных, эти здания часто до сих пор в крайне ужасном состоянии. Школьные автобусы, освещение, ямочный ремонт - все то, что не делалось годами, наконец начало делаться.

Понятно, что чем больше образуется ОТГ, между которыми распределяется эта субвенция, тем меньше с каждым годом ее размер. Но это не является большой проблемой, потому что со второй волны при объединении начали тщательнее относиться к финансовой состоятельности создаваемых громад. Если первые могли состоять только из трех населенных пунктов, то более поздние - не менее из десяти. Более того - такое образование должно иметь на своей территории предприятия или условия для привлечения инвесторов. Поэтому уже для второй волны ОТГ изменение модели распределения налогов дало ощутимые доходы от поступленийя подоходного и земельного налогов и акцизного сбора.

Яркий пример - Давыдовская ОТГ, которая образовалась в конце 2016 года. Хотя центром громады является Давыдов, финансы в значительной мере сначала шли из села Пасеки Зубрицкие. Местные власти села разумно отнеслись в свое время к распаеванию земли и оставили земли вдоль трассы в коммунальной собственности, а теперь активно привлекает на эти участки инвесторов. Такой подход теперь распространяется на всю Давыдовскою громаду. Можно увидеть это своими глазами - вдоль дороги на Ивано-Франковск расположены АЗС, склады, строительные супермаркеты, рестораны, предприятия по продаже сельхозтехники, холодильного оборудования и участки, где строители только начали что-то строить. Строительство продолжается даже тогда, когда уже стемнело. Кстати, именно здесь Укрпочта планирует построить логистический сортировочный центр для всей Западной Украины.

"Эти деньги были на этих территориях, просто не оставались в местных громадах. Изменение модели распределения поступления средств - одно из крупнейших достижений реформы, - считает руководитель Центра развития местного самоуправления во Львовской области Андрей Брынь. - ОТГ получили не только полномочия, но и возможности, ресурсы. Проекты, о которых они могли только мечтать, теперь - уже реальные вещи. Некоторые громады даже пошли дальше чем города районного значения. Они планируют установление мультимедийных досок в учебных заведениях, создание ЦПАУ, музыкальных школ, строительство с нуля новых детских садов".

Андрей Брынь рассказывает, что некоторые сельские и поселковые советы, еще не объединившись, уже делают "паспорта" на свои земли и рассылают письма нефтегазовым компаниям с предложением разместить там в будущем АЗС.

"Наверное, важен человеческий фактор, когда люди имеют четкое понимание развития территории", - отмечает эксперт.

Где еще можно взять средства

Еще один источник привлечения средств - Государственный фонд регионального развития Украины (ДФРР) и иностранные гранты. Кстати, Львовщина - среди лидеров по привлечению и реализации средств с ГФРР на свои проекты. Правда, они немного стереотипны.

"Многие громады просят средства на ремонт садиков, установку освещения, замену окон, дверей, строительство дорог. Но развивающих проектов, которые бы создавали новые рабочие места, генерировали дополнительную доходность в будущем, - мало. Построить народный дом, а потом думать, чем его заполнять, как отапливать, как поддерживать его надлежащее функционирование, это одно. А создать художественный комплекс, в котором участвовали бы и кружки, возможно, - и музей на платной основе, и бизнес-инкубатор - это было бы значительно интереснее, и значительно больше шансов найти поддержку у такого проекта", - подчеркивает Андрей Брынь.

Также на Львовщине есть громады, работающие по грантам Европейского Союза. Так, Львовская область участвует в масштабной программе трансграничного сотрудничества Украина-Польша-Беларусь, и ОТГ могут работать через такую программу. Часто средства могут привлекаться через партнерские организации, например немецкие фонды, в частности GIZ. Также действует программа "U-LEAD с Европой" по энергоэффективности и программа ЕС секторальной реформы децентрализации. Информацию о таких грантах предоставляет Центр развития местного самоуправления во Львовской области. Кроме того, ее можно получить:

  • на сайтах гражданского общества, в частности gurt.org.ua, prostir.ua;
  • на официальных страницах посольств стран-членов ЕС;
  • на официальном сайте программы Украина-Польша-Беларусь;
  • в Департаменте экономического сотрудничества ЛОГА;
  • в Департаменте международно-технической помощи ЛОГА.

Но, как подчеркивают в Центре развития местного самоуправления во Львовской области, европейцы также ждут именно проектов развития.

"Более того - одна из задач "U-LEAD с Европой" - помощь в написании стратегиии развития громад. Потому что сегодня Евросоюз четко заявляет, что одним из следующих требований для получения средств на инфраструктуру является наличие стратегии развития, которая разработана и принята не только руководством и работниками ОТГ, а совместно с общественными активистами и представителями бизнеса. Поэтому громады, которые уже обсудили важнейшие вопросы стратегии и после объединения начали работать над их воплощением, находятся в более выгодном положении", - говорит руководитель Центра.

Также еще есть конкурс микропроектов Львовского облсовета. А еще - возможность межмуниципального сотрудничества, когда громады и даже не объединенные территории совместно реализуют какой-то проект. В регионе подписаны два таких договора - о водоснабжения и ремонте дороги.

"Но мы ожидаем новые договоры, потому что это мощный инструмент, который позволяет сэкономить средства громад, особенно таких, у которых их немного. Договор не ограничен по направлениям - от маленького до большого, от общего обустройства пляжа до насаждения энергетических культур", - говорит советник по вопросам децентрализации Центра развития местного самоуправления во Львовской области Наталия Федюк.

Полномочия

Следует отметить, что объединение - не только дополнительные финансы, но и дополнительная ответственность. Потому что ОТГ уже сами руководят образованием, культурой, медициной и соцзащитой на своей территории. Все эти вещи, которые раньше решались из района, а то и области, теперь громада может решать на местах. Поэтому в объединенных громадах сейчас крайне нужны новые специалисты.

"Они уже начинают думать, что такое обсуждение общественного бюджета, что такое общественные слушания, что такое электронное управление. Например, Жовтенецкая ОТГ (Каменка-Бугский район) сделала электронный кабинет на сайте ОТГ, где каждый житель может оставить свое сообщение и в течение трех часов получает ответ. Впервые появляются люди, которые будут узко заниматься развитием туризма, привлечением инвестиций, написанием проектов. Таким образом меняется и модель управления территориальной громадой. Это уже не несколько человек - землеустроитель, сельский голова, секретарь сельсовета. Теперь громада имеет возможность привлекать кадры и формировать новую команду, которая может развиваться, смотреть вперед и заниматься такими вопросами", - добавляет Андрей Брынь.

Почему европейцы помогают в создании громад?

Андрей Брынь поясняет: "В большинстве европейских стран реформа местного самоуправления уже состоялась. В частности, в Дании она проходила с 1959 года по 2007-й, то есть 50 лет. В Прибалтике, Польше - тоже десятки лет. Евросоюз понимает, что в Украине такого времени нет. Учитывая тяжелую ситуацию на востоке Украины, аннексию Крыма, другого выхода, как поднимать экономическую ситуацию в Украине и осуществлять эффективные реформы на местах, в Украине просто нет. Поэтому сегодня идет речь о том, что Украина, выбрав европейскую модель развития и подписав Ассоциацию ЕС, а также получив безвизовый режим, следующим шагом должна сделать реформу местного самоуправления, которая имеет большой успех в странах ЕС".

Почему все же другие территории тянут с объединением?

Кроме понятного страха ко всему новому и все еще малой осведомленности людей, советник по вопросам децентрализации председателя ЛОГА Виталий Корецкий называет еще одну причину - постоянные изменения в Бюджетном кодексе.

"Фактически с каждым годом все больше и больше нагрузки перекладывается на местные бюджеты. Мы видим, что если в 2015 году мы начинали с одной нагрузкой на местный бюджет, то в 2016 году еще дополнительно, например, в сфере образования коммунальные расходы и зарплата технических работников финансируется за счет местных бюджетов. В бюджете на 2017 год - еще больше нагрузка. Людей пугает то, что неизвестно, что будет завтра, какая нагрузка будет через год, два и т.п. Но преобладает тот опыт, который есть в уже созданных ОТГ. Поэтому процесс не стал медленнее. Напротив, я считаю, что тот опыт, который мы видим в ОТГ, он побуждает, подталкивает и вдохновляет городские советы на объединение", - говорит он.

Справка SQ. Что такое Центр развития местного самоуправления в Львовской области?

Это подразделение негосударственной, некоммерческой организации, которая действует при поддержке масштабного проекта Евросоюза по поддержке и внедрению реформы децентрализации - программы "U-LEAD с Европой". Это программа с бюджетом более 100 000 000 евро.

На Львовщине Центр официально открылся 25 мая 2017 года и консультирует по юридическим вопросам, вопросам децентрализации, регионального развития, коммуникации. Вскоре появится советник по вопросам пространственного развития, административных услуг и местного бюджета. Именно по таким направлениям чаще всего обращаются ОТГ, а также органы местного самоуправления, которые хотят объединиться.

Финансируют программу кроме Евросоюза также отдельные члены ЕС - Дания, Швеция, Польша, Эстония, Германия. И действует она при участии Министерства регионального развития, ЖКХ и строительства Украины.
Главным компонентом "U-LEAD с Европой" является укрепление способности органов местного самоуправления путем проведения серии тренингов, обмена опытом, учебных поездок, привлечения внешних экспертов, консультации, а также экспертного сопровождения написания стратегий развития общин, помощи в написании проектов как из Государственного фонда регионального развития, а также на программу Международной техничной помощи.

Евросоюз

Эта публикация была подготовлена в рамках проекта "Продвижение реформ в регионы" при содействии Европейского Союза. (http://ec.europa.eu/europeaid). Содержание этой публикации является исключительной ответственностью ИА "Status Quo" и никоим образом не отражает точку зрения Европейского Союза.

comments powered by Disqus
RSS
Наши новости на вашем сайте